ставим возможность самому рассказать о себе в рекламной статье, написанной несколько высокопарным слогом :
«Ниязи Мустафа, супруг кинозвезды Куки, дебютировавший в 1933 году, шел в авангарде египетского кино. Он первым изучил фотографию и режиссуру в Мюнхене и Берлине.
Он первым поставил тонкую и лишенную вульгарностей комедию «В добре — благо» (Salama fi-Kheir, 1938) с незабываемой Нагиб ар-Рейхани.
Он первым поставил кинооперетту и показал в ней, как нужно готовить девушек для семейной жизни. Эти свои идеи он развил в «Комбинате жен» (Magnaa el-Zaw-gaat, 1942). Кстати, министр народного образования одобрил их и применяет в настоящее время в школе.
Он был первым, снявшим фильм о жизни бедуинов «Рахба» (Rahba, 1943), который открыл и завоевал восточные рынки, привлекая внимание к пробуждению египетского кино. Сбор от демонстрации «Рахбы» к сегодняшнему дню составил 150 тысяч египетских фунтов.
Он первым поставил фильм по классическому сюжету, взятому из истории нашей страны, — «Антар»1 (Antar, 1945), который побил все рекорды, собрав 200 тысяч фунтов.
.. . Наконец, он был и остается единственным египетским режиссером, который руководит работой оператора во всех фильмах, которые ставит»2.
В «Комбинат жен» Ниязи Мустафа вложил много своих убеждений, внушавших уважение, но публика увидела в фильме скорее очень хорошо поставленную оперетту, чем социальное исследование.
«Рахба» был самым большим художественным и коммерческим успехом Ниязи Мустафы. Со времени его
1 Образ Антара послужил основой для знаменитой пьесы Шукри Ганима, шедшей во Франции перед 1914 годом. — Прим. автора.
Антар (точнее: Антара ибн Шаддад) — доисламский (VI век) арабский герой и поэт ; бывший раб в своих стихах и поэмах воспевал мужество, верность, дружбу и любовь ; под влиянием народного творчества превратился в легендарную фигуру. Образ Антара послужил темой одной из ранних (одноименной) симфоний Римского-Корсакова. — Прим. ред.
2 «Cine-Film», mars 1951.
27* 419