чить примерные цифры, обратиться к другим областям культуры.
В программах южноафриканского радио в 1950 году 1,59 процента времени передач отводилось на программы банту. Что касается приемных точек, то, как полагают, их было «580 тысяч, т. е. один приемник на 23 жителя. Но так как почти все радиоприемники принадлежат южноафриканцам европейского происхождения, один приемник приходится примерно на пять жителей»1.
Таким образом, в этой статистике просто-напросто опущены «туземцы», цветное население и «азиаты», в целом в четыре раза более многочисленные, чем европейцы. Процент населения банту, которое может посещать кинотеатры, по-видимому, не больший, чем процент цветных людей, имеющих радиоприемники.
Но эти негры, работающие в промышленности, находились в весьма привилегированном положении в области культуры по сравнению с неграми других частей Африки (в частности, французских колоний). По меньшей мере 30 процентов банту умеют читать. Они создали свои собственные газеты, выпускающиеся на их различных. национальных языках. Общий тираж этих еженедельников и ежемесячников составляет 100 тысяч экземпляров2.
Таким образом, южноафриканские негры, живущие в нищенских кварталах, получающие скудную заработную плату, вынужденные ходить в специальные кинотеатры, не имея доступа в залы, резервирован-тныедля белых, добились создания собственной культуры, печатного слова. Они думают также о том, чтобы делать фильмы, целиком поставленные «цветными» людьми.
1 «Presse Film Radio», tome IV, p. 474.
2 Доклад ЮНЕСКО добавляет по этому поводу : «У африкандеров (черных) в ходу обычай : даже один экземпляр газеты должен быть сохранен для прочтения в четырех семьях, составляющих восемь взрослых . . . Конечно, тираж очень мал по сравнению с количеством населения, говорящего на языке банту ...» И в самом деле, ежедневные издания на европейских языках печатаются в 800 тысячах экземпляров для населения, в четыре раза меньшего.
426