преследует оно ту же цель дискриминации фильма, его авторов и Есей советской кинематографии.
Перелистывая далее книгу, вы наталкиваетесь на ряд «сенсационных» сведений о том, что актриса Вера Холодная убита «офицером-большевиком»1, что режиссер Шефер скрывался под псевдонимом «Лео Мур»2, что «булочник» Евдокимов в фильме Эйзенштейна «Октябрь» играл роль «Николая II»3, фильм «Станционный смотритель» приписан режиссеру Висковскому4, оказывается также, что первый фильм Эйзенштейна назывался «На всякого мудреца довольно простоты»5. Далее историк П. Щеголев с легкостью превращается в постановщика кинокартин6, утверждается также, что режиссер Козинцев, единолично осуществивший фильмы «Шинель» и «Чертово колесо», объединился для постановки фильма «Похождение Октябрины» с Л. Траубергом, которому, кстати, приписан и фильм Ильи Трауберга «Голубой экспресс»7... Да, впрочем, и не перечесть всех нелепостей, которые нагромождены в этой энциклопедической «истории», достойно завершающейся8 отдельной главой, посвященной фильму «Желтый билет» Федора Оцепа9, как известно, не прославившегося ничем, кроме своего бегства из Советской России.
С чувством глубокого сожаления закрываешь эту книгу в надежде, что она является лишь печальным исключением.
Однако, знакомясь с популярной «Историей кино» Ло Дюка10, предназначенной для широких читательских масс и выпущенной поэтому Университетским издательством Франции большим тиражом, убеждаешься в обратном.
Популяризация истории кино — дело трудное, ибо
1 Rene Jeanne et Charles Ford, Ilistoire encyclo-pedique du cinema, vol. II, p. 480.
2 T а м же, стр. 293. •Там же, стр. 303. 'Там же, стр. 293. 5 Т а м же, стр. 297. «Там ж е, стр. 291. 'Там ж е, ctd. 315. «Там же, стр. 317. 9 Т а м же
1° Итальянский журналист, работающий во Франции.
18