также заменял диском с отверстиями), он вновь добивался изображения головы человека или слов1.
Влияние тауматропа на эту новую отрасль — «анаморфоз» — бесспорно, но эта отрасль так и осталась в лабораторном периоде, не породив новой игрушки.
В конце 1832 года Плато вернулся к рассматриванию рисунков через вертящийся диск с отверстиями и создал аппарат, который обессмертил его имя. Общеизвестное название этого аппарата фенакисти-скоп2.
Вот как описывал его Плато в августе 1833 года:
«Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры.
Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие».
Плато уточняет:
«Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост.
Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение».
Диск фенакистископа.
х «Диссертация о некоторых свойствах и т. д.», 1829. 2 Слово происходит от греческих слов: phenax — обманщик и scopein — изучать, смотреть.
43