физиолога и его помощника. Можно было подумать, что физиолог окончательно откажется от мысли получить полное изображение человека и животных.
Однако в 1887 году, подготавливая большую работу о полете птиц, Марэ обнаружил, что голуби не так покорны, как человек, и неспособны превращаться в схемы при помощи костюма из черного бархата. К тому же изображение полета птиц требует широкого пространства, а не ограниченной плоскости пластинок, оно перепутывается самым невероятным образом. Марэ пришлось вернуться к вопросам механики, что привело его, как мы увидим, к х р о н о ф о-тографическому аппарату с подвижной пластинкой — первой форме современного киноаппарата.
Возвращаясь к хронофотографу с неподвижной пластинкой, который мы описывали в этой главе, надо сказать, что для 1882 года он был значительным достижением. Впервые в истории изобретения съемочных аппаратов применение дискового затвора, напоминающего современный обтюратор, дало возможность получать регулярно серию снимков, разлагающих движение во время его совершения с помощью одного объектива. Главное здесь — съемка одним объективом, ибо она позволяет благодаря единству точки зрения восстановить движение1. И только после перехода к одному объективу мог быть создан аппарат для съемки — удобный, портативный и действующий безотказно. Таким образом, с самого начала работы Марэ были значительным шагом вперед в изобретении кино.
1 Если посмотреть в фенакистископе или на экране серию фотографий Мойориджа, то окажется, что лотами скачут на месте, а фон движется. Этот дефект — следствие различных положений серии аппаратов. Кажется, что аппарат движется одновременно с животными и с топ же скоростью, что они. При съемке одним объективом этот дефект устраняется.