В феврале 1894 года странное черное здание было воздвигнуто во дворе одной из лабораторий. Диксон торжественно называл его «Кинетоскопическим театром», но персонал Вест-Орэнджа дал ему прозвище, которое за ним и осталось, — «Черная Мария» — из-за его сходства с тюремными каретами, употреблявшимися тогда американской полицией1.
Вот описание бабушки наших студий:
«Это продолговатая деревянная постройка, крыша которой была подвижна в ее центральной части — она могла подниматься и опускаться. Постройка была обита толем и окрашена внутри в черный цвет. Декорации не скрашивали эту мрачную атмосфзру, зато на черном фоне прекрасно выделялись движения актеров. Вся постройка могла вращаться, что позволяло поворачивать ее вслед за солнцем»2.
В марте 1894 года в «Черной Марии» были засняты одна две дюжины фильмов в 50 футов длиной, которые могли обеспечить коммерческую судьбу кинетоскопов.
14 апреля 1894 года Рафф и Гаммон открыли в №ю-Йорке на Бродвее «Кинетоскоп Парлор», где функционировало десять аппаратов. На электрической (новость для того времени!) вывеске этого заведения были изображены огненныз драконы. Кинетоскопические залы были открыты и в Чикаго, Сан-Франциско, Атлантик-сити, Вашингтоне, Балтиморе, Лондоне, Париже.
Успех новинки был так велик, что за зрелище, длящееся полминуты, брали относительно крупную сумму — 25 сантимов во Франции (2,5 франка 1939 г.), 25 центов в Америке (10 франков 1939 г.).
Аппараты поставлялись Вгст-Орэнджем Раффу и Гаммону по 200 долларов за штуку и перепродавались ими в Америке и за границей по 300—350 долларов (12—14 тысяч франков 1939 г.).
К концу 1899 года Рафф и Гаммон пустили в продажу к и н е т о ф о н ы, сконструированные в Вест-Орэндже, аппараты, в которых соединялись, согласно старому
1 «Черная Мария» — выражение американского слэнга, эквивалент русского «черного ворона».
2 Д а и е р и Мартин, Эдисон, его жизнь и изобретения, 1910, II, стр. 143 (Dyer and Martin, Edison, his We and inventions, New York, 1910).
109