Хотели извлечь из него промышленные выгоды. После длительных переговоров Гомон приобрел патенты Де-мени. Люмьер и его сыновья предпочли работать над созданием другой системы проецирования»1.
Демени вошел в сношения с Люмьерами в 1893 году, когда ему понадобились специальные пластинки для фоноскопов. Годом позже, в октябре 1894 года, изобретатель предложил лионским фабрикантам, с которыми он не переставал общаться, войти во Фран-цузкое общество фоноскопов.
Но к этому времени Люмьеры уже ввели в действие кинетоскоп Эдисона и предполагали превратить его в проекционный аппарат. Они не порвали с Демени, однако воздержались как от согласия на его предложение, так и от определенного отказа. Они хотели оставаться в курсе его открытий, но не были заинтересованы в продвижении его аппарата, которому специальные журналы той эпохи уделяли большое внимание, давая многочисленные иллюстрированные описания2.
В марте 1895 года Луи Люмьер уже получил первый патент на свой кинематограф и прибыл в Париж, чтобы дать первое закрытое представление. Тогда он вежливо, но безоговорочно порвал с Демени, который перестал представлять для него интерес с тех пор, как он сам стал располагать аппаратом лучшим, чем аппарат Демени.
Этот разрыв способствовал краху Французской компании фоноскопов.
Демени потерял на этом предприятии 40 тысяч франков, а может быть, и возможность стать первым среди тех, кто стал публично проецировать фильмы.
Тогда бывший ассистент Марэ вступил в переговоры с Леоном Гомоном, директором «Коптуар женераль де фотографи», и его аппараты были выпущены в свет под названием биограф (съемочный) и биоскоп (проекционный).
1 Ж а к Дюком, Кинематограф в науке и промышленности, 1912 (Jacques Ducom, Le Cinematographe scientifique et industriel).
3 Переписка между Демени и Люмьером позволяет проследить все их взаимоотношения. Эта переписка опубликована Люмьером и воспроизведена в «Истории кинематографа» Куассака.
116