Мы видим, что число декораций значительно меньше числа картин. В фильме всего четыре декоративных задника: кухня, дворец, комната Золушки и церковь.
Успех первых двух больших фильмов Мельеса сыграл для него решающую роль. Он мог теперь отбросить стандартную длину в 20 метров и выпускать 2—3 фильма в год длиной до 300 метров, проекция которых длилась бы больше четверти часа.
Демонстрация «Жанны д'Арк», которую он выпустил в начале 1900 года, длится 15 минут; объявлено, что в ней участвуют 500 человек — цифра, по-видимому, весьма преувеличенная.
По фотографиям и наброскам, которые сохранились, можно заключить, что «Жанна д'Арк» Мельеса была фильмом реалистическим, по стилю близким «Делу Дрейфуса». Некоторые декорации явно сделаны по историческим материалам. И традиционный для феерий «апофеоз» находится в явной дисгармонии с реализмом других сцен, сделанных в духе восстановленных событий.
Кроме шести больших фильмов («Дело Дрейфуса», «Золушка», «Жанна д'Арк», «Рождественский сон», «Красная Шапочка» и «Синяя борода»), предшествовавших «Путешествию на луну», Мельес поставил между 1898 и 1902 годами целую серию короткометражных лент, которые представляли собой сюжетные композиции. Скабрезные сюжеты и живые карти-н ы занимают в них меньшее место, чем в предшествующем каталоге «Люмьер». Сюжеты 1897 года — «В отдельном кабинете», «Ванна», «Раздражительная натурщица», «Танец в серале» — были поставлены после успеха «Туалета новобрачной» и продолжения не имели. Конечно, ленту «Пигмалион и Галатея» 1898 года можно было бы отнести к живым картинам, если бы в ней со всей тщательностью не было бы соблюдено приличие. Это один из немногих коротких сюжетов до 1900 года, фотографии которого дошли до нас. Стиль постановки еще наивен, и декорация не говорит об избытке воображения. Это всего лишь задник, на котором написан потолок в перспективе, что, по-видимому, характерно для декораций Мельеса этого периода.
После 1898 года в каталоге «Стар-фильма» если и нет других гривуазных сцен, кроме «Дилеммы ново*
287