Еще более оригинальны попытки Дж.-А. Смита, фотографа-портретиста, родившегося в 1864 году в Брайтоне (и еще жившего там в 1946 г.). В 1896 году он построил аппарат, а в начале 1897 года снял первые фильмы. Это были сцены, снятые под открытым небом — в саду или на пляже, — которыми он иллюстрировал свои лекции по фотографии.
В апреле 1897 года он в первый раз продал свой фильм. После этого он стал заниматься производством фильмов и выпустил в 1898 году серию трюковых картин: «Золушка», «Фауст», «Призрак», «Ученик Месмера», «Святой Николай», «Женщина-брадобрей» и «Корсиканские братья».
В двух фильмах этой серии впервые в Англии упо-туебляется двойная экспозиция, и Смит, весьма довольный достигнутыми результатами, берет патент на этот прием.
Мельес использовал тот же трюк одновременно со Смитом, но не думаем, чтобы кто-нибудь из них заимствовал у другого.
Вот как описаны сцены с трюками в каталогах Смита:
«Серия совершенно новых фильмов (на которые взят патент в Великобритании и
за границей)
Новые и оригинальные эффекты. Каждый фильм до 70—75 футов длины.
1. «Корсиканские братья» (по известной романтической пьесе, шедшей в «Лисеум-театр»).
Один из братьев-близнецов возвращается в свой домик в горах Корсики и видит призрак брата-близнеца, который объясняет ему, что он был предательски убит, требует отмщения и исчезает. С помощью специального фотографического способа призрак кажется совершенно прозрачным. Потом перед поражен иым корсиканцем возникает «видение»: он видит поединок, во время которого погиб его брат. Наконец, под тяжестью переживаний он падает на пол как раз в тот момент, когда в комнату входит его мать.
2. «Фотография призрака» — забавный контраст с предыдущим фильмом. Вызывает удивление и хохот.
Сцена представляет ателье фотографа. Входят два человека с коробкой, на которой написано «Призрак».
300