Эта наивная комедия, проникнутая похоронным английским юмором, весьма сложно смонтирована, а именно:
1. Общий план: Мэри-Анна в кухне.
2. Крупный план: Мэри-Анна чистит ботинки.
3. Крупный план: Мэри-Анна разжигает огонь.
4. Общий план: взрыв от керосина.
5. Общий план: крыша.
6. Останки Мэри-Анны падают на землю.
Все это далеко от тех «картин», которые столь дороги сердцу Мельеса. Режиссер здесь приближается и удаляется от своих героев по собственному желанию, следует за ними в их передвижениях, переходит от одной декорации к другой со скоростью взрыва, погубившего Мэри-Анну. Кино создало свою точку зрения. Оно уже отделилось от театра.
Не менее интересна эволюция, совершенная Джемсом Уильямсоном. Как мы уже говорили, он начал со съемки хроники и лишь впоследствии ввел элементы сюжета в «Регате на Хэнли». В конце 1900 и начале 1901 года он, вдохновляемый действительными событиями, снял «Нападение на миссию в Китае». Этот фильм несравненно больше разработан, чем какой-либо другой французский или американский фильм того времени.
«Нападение на миссию в Китае».
На сцене ворота миссии снаружи. Приближается китаец, вооруженный саблей, и пробует открыть ворота. Обнаружив, что они заперты, он зовет других, которые бросаются на ворота и... взламывают их. Девять «боксеров»1 в китайских костюмах бросаются в ворота, останавливаясь, чтобы выстрелить в здание миссии.
Вторая сцена — фасад миссии. Миссионер ходит взад и вперед в сопровождении молодой девушки; на некотором расстоянии видны его жена и ребенок. При первой тревоге миссионер кладет книгу и приказывает девушке пойти в дом и принести его ружье и револьверы. Потом он кидается к жене и ребенку и
1 «Боксеры» — члены тайного политического китайского общества. В 1900 г. «боксеры» подняли вооруженное восстание против иностранного ига. — Прим. ред.
318