сдобренный «Путешествием через невозможное», но «Туннель под Ла-Маншем, или Франко-английский кошмар», хотя и отдает бульварщиной, явно не лишен оригинальности.
В первой картине сцена, или, вернее, экран, делится подолам. Справа, в Париже, дремлет президент Фальер в полотняном колпаке. Слева, в Букингемском дворце, в своей постели под балдахином, спит Эдуард VII. Оба правителя государства видят во сне туннель под Ла-Маншем. Мы видим, как его прорывают рабочие с помощью сложных машин. Первый поезд встречен в Чаринг-Кросс Эдуардом VII. Играет оркестр. Эдуард VII в парадной форме окружен нарядными дамами. Но сон кончается катастрофой, и за завтраком оба правителя прогоняют инженеров, которые предлагают им планы построения туннеля.
Добродушие и свободная ирония Мельеса делали фильм забавным, чего нельзя сказать о фильме «История цивилизации». Вот сценарий этого фильма:
1. Каин и Авель. Первое преступление (4000 лет до р. X.).
2. Друиды, человеческие жертвоприношения (500 лет до р. X.).
3. Нерон и Локуста, пробующие свои яды на рабах (65 г.).
4. Римские катакомбы, преследования христиан (200 г.).
5. Бичевание кошкой с девятью хвостами (1400 г.).
6. Виселицы при Людовике XI (1475 г.).
7. Инквизиция, комната пыток (1490 г.).
8. Ночное нападение. Синьоры и бандиты (1630 г.).
9. Наше время. Ночное нападение (1906 г.).
10. Мирная конференция в Гааге (1907 г.).
11. Торжество мирной конференции.
Мзльес до конца своей жизни очень гордился этим фильмом. Однако он не имел ожидаемого успеха. И причины этого становятся совершенно ясными, если прочитать сценарий и проглядеть фотографии фильма. Мельес сделал здесь колоссальную ошибку, всерьез пытаясь втиснуть в рамки 300 метров сюжет, который включал в себя широту и пафос «Нетерпимости».
Упадок Мельеса еще более заметен, когда он принимается экранизировать известные литературные произ-
378