тате успеха фильма, снятого зимой 1906/07 да иа озере в Венсеннском лесу под названием «Первые шаги на льду»,
В «Патэ» тогда была мода на «первые шаги»: «Первые шаги франта» (Дид), «Первые шаги шсфера»[ «Первые шаги актера» и т. д.
Макс Линдер появился на льду в костюме, который с тех пор стал его традиционным костюмом и который в то же время он носи;1 в «Повешенном», сделанном по знаменитой песенке Мак-Наба.
Пиджак, серые штаны в серую полоску, лаковые ботинки на пуговицах с гетрами из светлого драпа, жилет фантази, крахмальные манжеты, шелковый галстук, заколотый жемчужной булавкой, и цилиндр или котелок в зависимости от обстоятельств — вот как был одет этот актер с тонкой и нервной фигурой, этот соотечественник д'Артаньяна, смуглое лицо которого освещалось ослепительными зубами, сверкающими из-под темных усов.
Полное изящество и корректность в одежде (согласно рекламе, Макс Линдер одевался в «Бель Жардиньер» или у светских портных), шик, свойственный Эдмону Ростану или Эмилю Дешане^лю, делали еще более смешными падения и пинки в зад. Жестикуляция быстрая, южная, такая, какая бывает у французов, изображаемых на сценах иностранных театров.
Успех «Первых шагов иа льду» ввел в моду тип, созданный Максом. Этот фильм, к счастью, был найден Французской синематекой1. Техника его весьма примитивна. Отсутствие крупных планов лишило Макса Линдера огромного количества выразительных средств. Но он проявляет все свои способности к пантомиме. Сценария почти нет: Макс надевает коньки, пробует их, часто падает и на спине возвращается к перилам. Он окружен двумя-тремя статистами. Венсеннские конькобежцы смотрят, как снимают фильм, и стараются быть в нем заснятыми2.
1 Картина «Макс катается на коньках» в течение 15 лет каждый вечер демонстрировалась в единственном кино в Шомони.
2 «Макс катается на коньках» мне обошелся дороже, ч«м я получил за съемки, — заявлял потом Макс Линдер, —• я разорвал штаны, сплюшил цилиндр, который мне стоил 25 франков, и потерял золотую запонку».
408