Глава X
«ТАБЛЬДОТ ЗРИТЕЛЬНЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ» (ПРОГРАММА И ЗАЛЫ В ЕВРОПЕ)
(1902—1906)
«Теперь куда ни глянь — повсюду только коммерция, спекуляция и кино»,— презрительно писал в 1908 году писатель Марсель Буланже, вернувшись в Париж после долгого пребывания в Шантильи. И действительно, в столице было уже больше 100 кинозалов, в то время как за 5 лет до этого их не насчитывалось и полдюжины.
Настоящий размах коммерческой эксплуатации кино начался во Франции, как и в Америке, примерно в 1905 году.
Владельцы передвижных кино, ничего общего не имеющие с ярмарочными демонстраторами фильмов, подготовили распространение кино.
В 1905 году, который действительно является начальным этапом распространения кино в больших французских городах, многие владельцы передвижек во время «мертвого» сезона снимали театры или казино и показывали в них фильмы. Некоторые из этих предприятий имели такой успех, что кино так в них и обосновалось.
Кроме Парижа кино имело такой же успех в крупнейших промышленных центрах — в Лилле и Лионе.
В Лилле в октябре 1905 года «Синематограф Базэк» каждый вечер показывает программы в «Универсальной пивной», соревнуясь с фирмой «Идеал синемг», которая демонстрирует фильмы в «Индустриальной пивной».
В Лионе в августе 1906 года «Ролл Вьюер» обосновывается в «Новом Альказаре», который мало-помалу превращается в постоянное кино под названием «Аль-казар Патэ». С ним конкурирует «Ла Скала», превращенная в кино театральным импрессарио Рассими в ноябре 1906 года.
435