Главная причина немногочисленности залов заключается в том, что Франция в те времена была страной по преимуществу аграрной (больше 55% французов были тогда крестьяне) и промышленность в ней была развита слабо.
Наоборот, в Англии, где городское население составляет больше 2/s населения, сеть кинозалов развивается гораздо быстрее, хотя и несравнимо медленнее чем «никель-одеоновая лихорадка» в Америке. Расширению кинопроката в Великобритании способствовало наличие там развитой сети мюзик-холлов, которые превратились в сети кинозалов.
В России, согласно данным весьма спорной статистики, в 1903 году было 2 тысячи ярмарочных и постоянных кинопрокатных предприятий: в Москве —. кинематографическом центре страны — было уже около сотни кинозалов, в которых демонстрировались преимущественно французские фильмы.
В Германии, которая была тогда на европейском континенте самой развитой в промышленном отношении страной, прокат фильмов развивался крайне медленно. В 1905 году в 33 главных городах империи едва ли можно было насчитать дюжину кинотеатров. В 1910 году их все еще было только 480 — количество, по сравнению с другими странами очень незначительное. Пионером роскошных немецких кино был Оскар Мес-стер, который в 1905 году открыл свой первый зал на Унтер ден Линден.
Зато в Италии в больших городах наблюдался быстрый рост залов. По американскому обычаю программы, длившиеся не больше часа, обновлялись несколько раз в неделю, цены на места были очень низкие.
Жюль Кларети, директор парижского театра Ко-меди Франсэз, вернувшись из Флоренции, с беспокойством отмечал этот рост («Тан», апрель 1909 г.).
«Глядя, как толпы осаждают маленькие кинотеатры, я пришел к убеждению, что это-то и есть театры будущего, которых — увы! — будет совершенно достаточно грядущим поколениям. Театр за 4 су, за 4 сантима — цена, до сих пор неслыханная, — при-Елекает многочисленную публику и дает ей полное удовлетворение. Это — старая пантомима, переделанная в духе времени, это — искусство, дающее по
438