киноаппарат Люмьера и снял несколько сценок на натуре в духе «Политого поливалыцпьт». Играли их актер Иозеф Шваб-Малостранский и друзья режиссера.
Повсюду в Европе пробуждалось кино.
В 1908 году Финляндия выступила на арену кино с фильмом «Самогонщики», который, по-видимому, был близок к инсценированной хронике.
В Барселоне в 1909 году основана компания «Ис-пано-фильм», а в Лиссабоне — «Эмпреза португеза сине-матографика», хотя они пока что ограничиваются съемкой документальных фильмов.
Даже в Китае в 1904 году испанец Рамос снимал первую китайскую кинокартину.
В Японии в 1904 году была организована первая студия для постановки фильмов, навеянных классическим японским театром.
Среди этого европейского и мирового кипения удивителен застой в Германии. Сеть кинозалов в Германии меньше, чем в какой-либо другой европейской стране. А между тем фирмы, хотя и не очень активные и значительные, были сравнительно многочисленны.
Пионером кинопромышленности Германии был Оскар Месстер. В 1905 году он открыл кинотеатр «Биорама» на Унтер ден Линден в Берлине и уже выпускал фильмы. В столице Германии с ним соперничали «Дойче биоскоп» и «Дойче мутоскоп».
Потом были основаны в Берлине «Дускес», «Венус-фильм», «Интернациональ-кино»; в Дрездене — «Эрне-мац», в Фрейбурге — «Вельт», но все эти мелкие общества в 1908 году довольствуются почти исключительно производством документальных фильмов.
Постановка обществом «Дускес» 100-метрового фильма «Капитан де Копеник» — явление исключительное; к тому же в основу этого фильма положено нашумевшее в ту эпоху происшествие. Что же касается «Вейус-фильм» — это общество специализировалось на постановке гривуазных фильмов, конкурируя с мелкими венскими обществами, выпускавшими подобные же фильмы.
В Германии интерес к кино проявляется слабее, чем в других странах, поэтому она и далека еще от производства таких фильмов, которые знаменовали бы
449