парантам»1. Бандиты нападают на почтальонов и обворовывают курьера.
4. Тендер паровоза. Борьба бандитов и машиниста,
5. Остановка поезда. Машинист спускается с паровоза под угрозой револьверов бандитов.
6. Около остановленного поезда. Бандиты обирают пассажиров.
7. Бандиты скрываются на паровозе.
8. Паровоз останавливается. Бандиты вылезают из него.
9. Долина в лесу. Бандиты пересекают ручей. Потом панорама открывает лошадей, которые их дожидаются2. Они вскакивают в седла.
10. Внутренность телеграфа (студия). Маленькая девочка освобождает связанного телеграфиста.
11. Внутренность зала для танцев, «типичного для Дальнего Запада», (студия). Телеграфист уведомляет о случившемся полицейских, которые танцуют.
12. По лесистому склону полицейские начинают погоню.
13. Поимка бандитов.
14. Крупный план Барнса, главаря бандитов, стреляющего в публику. «Эта сцена может быть по выбору помещена в начале или в конце фильма», — указывается в каталоге.
Оригинальность Портера сильнее сказывается в натурных сценах. Здесь уже появляется стиль, типичный для американских приключенческих фильмов.
«Большое ограбление поезда» и сейчас еще производит впечатление на зрителей. Его главное достоинство — то, что это первый фильм о Дальнем Западе («типично западный», как указывает каталог).
Несомненно, что «Большое ограбление поезда» в художественном отношении гораздо выше наивного фильма «Жизнь Чарлза Писа», снятого за несколько месяцев до того англичанином Моттершоу и построенного, как и «Большое ограбление поезда», на основе факта, заимствованного из газетной хроники.
1 Метод был уже использован Зекка в 1901 г. («Идиллия в туннеле»), который, возможно, пользовался английским оригиналом.
2 Уже использовано у Патэ в одной из сцен «Страстей», когда панорама показывает волхвов.
458