были предварительно синхронизировать жесты со словами, которые записывались во время следующего сеанса, когда запускали фонограф. Эта процедура теперь носит название «обратной игры» (play back) и является «обратным дубляжем» или «пост-синхронизацией».
Напрасно на улице Аллюет инженер Фрели изыскивал способ записи звука на расстоянии с помощью микрофона. В таких условиях, какова бы ни была синхронизация воспроизводящих аппаратов, синхронизация записывающих аппаратов всегда была несовершенна. В пении это не так заметно, как в речи, и поэтому репертуар говорящих фильмов «Гомона» не отличается от говорящих фильмов «Патэ» 1905 года, воспроизводившихся наряду с песней Меркадье «Женщина-игрушка», «Зеленую колыбельную» в исполнении Ивет Жильбер и два монолога Галипо — «Письмо» и «У телефона».
В конце 1906 года «Гомон» объявил, что он выпускает в продажу свой «эльжедон1 сжатого воздуха», который в сочетании с хронофоном образовал х р о н о-мегафон. Его показывали в Париже и в провинции в 1907—1908 годах. И в Тулузе в этот год для привлечения публики пели шансонетку на мотив «Тонкинуаз»:
На ярмарке
В ларьке
Новый аттракцион! Пойдем скорей, Бобон. Там хрономегафон!
Акустика
И оптика Работают вдпоем, И на сцене будто бы Жизнь бьет ключом!
Программа в Тулузе содержала кроме классических арий из опер «Кошачий концерт консьержек», пародкю-буфф. Но даже в рекламе указывалось, что первые представления прерывались «инцидентами, связанными с поспешностью установки...». Говорящее и поющее кино было еще не готово для того, чтобы войти в обиход.
Но не только Гомон искал решения проблемы говорящего кино. Начиная с 1887 года эти поиски велись и в
1 Эльжедон — это название произошло от первых букв имени Леон Гомон: «Эль» и «Же» — Прим, ред.
490