ББК 37.95 В76
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
НЕМОГО И ЗВУКОВОГО КИНЕМАТОГРАФА
32304-177 В025(01)-78145-78
© Издательство «Искусство», 1978 г.
Разговор о создании звукового любительского фильма следует начать с общего разговора о природе звукового фильма, о его эстетике и выразительных возможностях, о том, как синтезируется звукозрительный образ, как в звуковом решении реализуется авторский замысел — основная идея фильма.
Огромное количество разнообразных выразительных средств выгодно отличает сегодняшний кинематограф от других искусств. Он располагает материалами зрительной образности с привнесением в них таких творческих элементов, как монтаж с его пластикой и темпо-ритмически-ми построениями, звуковая выразительность и разнообразие звукозрительных решений. Для реализации творческого замысла постановщик фильма сегодня располагает богатым разнообразием технических средств, таких, как звук, цвет, объем, стереоскопия, стереофония, формат и пр.
Богатства эти накапливались постепенно, по мере того как росло и совершенствовалось само искусство кино; начиналось же оно со скромных любительских съемок, первых киносъемок, произведенных в 1895 г. во Франции Луи Люмьером.
Вся история мирового кинематографа представляет собой историю непрекращающихся поисков новых форм и творческих решений, технологических приемов и других выразительных средств.
Поэтому попытка сопоставить и провести аналогию между историей развития профессионального кинопроизводства и историей развития отдельных кинолюбительских студий может оказаться весьма полезной. Ведь характерные этапы развития любительской студии, ее становление и совершенствование, преодоление возникающих творческих и технических проблем, как бы воспроизводят и повторяют этапы развития профессионального кино. И оче-