Назад

Страница 0033

Вперед

информацию о чем-то новом, малоизвестном, что необходимо не только показать, но и разъяснить, потребуется подробный рассказ. В этом случае рассказ должен быть исчерпывающе точным и подробным. Если протяженности материала по времени будет недоставать для того, чтобы успеть объяснить все происходящее на экране, нужно продлить отдельные кадры, включив перебивки (крупные планы или какие-нибудь нейтральпые фоновые кадры), которые бы не отвлекали от основной мысли поясняющего текста. Таким образом, появится возможность прочитать весь необходимый комментарий.

Допустим, что вы делаете фильм развлекательно-шутливого характера о семейном празднике или ином событии. В изображении ничего непонятного не происходит, все действующие лица названы, а что они делают, четко видно из происходящего. В этом случае, казалось бы, можно обойтись и вовсе без текста. Но удачно найденная веселая шутка, искрометная ирония или даже назидательная фраза может придать изображению своеобразие, дополнить и украсить зрительный ряд.

Таким образом, закадровый текст может не только выполнять функции поясняющего рассказа, нести информацию, он может усиливать настроение снятой сцены, сгущать напряжение или, наоборот, вносить разрядку, создавать то или иное настроение, усиливать эмоции, содержащиеся в изображении. Иначе говоря, закадровый текст может взаимодействовать с изобразительным рядом самыми разнообразными способами и не следует функции его сводить только к необходимости объяснять то, что не передается самим содержанием кадра.

Иногда интересно порассуждать и по поводу того, что мы видим, даже если происходящее на наших глазах в комментариях как будто не нуждается — все, что происходит, понятно. Ио ведь на все у каждого может существовать своя точка зрения, и вот такая авторская точка зрения на происходящее в кадре, выраженная в дикторском комментарии (голос за кадром), может быть интересной.

Пример тому — телефильм «Дениска-Денис» (режиссер и оператор М. Голдовская). Фильм снят методом кинонаблюдения и рассказывает о трехлетнем мальчике, его характере и повадках, становлении его личности, о том, как постигает ребенок окружающий его мир. Удачны синхронные съемки — в них ребенок то грустит, то смеется, капризничает, играет, о чем-то спорит, проказничает, мы

64

0 - 0033-1.jpg0 - 0033-2.jpg

Кадры из фильма «Чапаев»: напряженное лицо Анки-пулеметчмцы застывшее в ожидании и психическая атака каппельцев взаимодействуя со звуком, создают предельное напряжение у зрителей

0 - 0033-3.jpg

Кадры из телефильма «Дениска-Денис» — трехлетний герой постигает окружающий его мир. Фильм снимался методом кинонаблюдения.

Назад Страница 0033 Вперед