Назад

Страница 0039

Вперед

него солнца и выражающая радость пробуждающейся природы, а может быть уныло капающая вода из крана, звуки которой навевают скуку и выражают безнадежность, тоску. Звуки дождя, ветра морского прибоя могут быть и ласковые, и безмятежные, и грозные, и сердитые. Все зависит от характера их звучания. Словом, один и тот же звук (шум) может иметь ту или иную окраску, ту или иную выразительную форму. В соответствии с поставленной творческой задачей автор фильма и должен находить определенные оттенки в звучании шумов применительно к данному эпизоду, с учетом звукового решения всего фильма.

ЗАКАДРОВЫЕ И ВНУТРИКАДРОВЫЕ ШУМЫ

Шумы (так же как и музыка) могут носить характер закадровый или внутрикадровый.

Закадровые шумы не связаны прямо с действиями, показываемыми на экране, хотя и соответствуют им, сопровождают их, но источник их возникновения в кадре не виден или не улавливается глазом.

Например, в комнате человек, он в напряженном ожидании, наконец раздается звук подъехавшей к дому и остановившейся автомашины. Она не видна в кадре, но действует, ее звук заставляет человека быстро вскочить и выбежать из комнаты. Через некоторое время звук отъезжающей машины (за кадром) информирует зрителей о том, что человек уехал.

Чтобы закадровые шумы правильно воспринимались, их звучание должно быть очень точным, на нем нужно сконцентрировать внимание, чтобы не получилось, что звучащий за кадром треск сломанной ветки был воспринят как пистолетный выстрел, или наоборот.

Специалисты утверждают, что для большей доходчивости закадровые шумы, если это не противоречит их характеру, должны звучать достаточно долго, а если на них возложена эмоциональная, образная нагрузка, то длительность их звучания должна еще больше возрасти.

Такие шумы, как раскаты грома, пароходные гудки, шум моря, шум леса, пение птиц и т. п., обычно называют фоновыми. Они создают звучание фона, звуковую атмосферу общего плана. В этой атмосфере происходят события, которые в свою очередь могут быть охарактеризованы тоже шумовой краской, но более определенной, точно

68

совпадающей с изобразительной деталью — источником шума. Это, как правило, крупные или средне-крупные планы. Например, шум паровозного гудна, сопровождающий кадр изображения, в котором крупно показан выхлопной механизм. Внутрикадровые шумы, обычно сопровождающие крупные и средние планы, должны быть абсолютно синхронными с изображением, тогда они убедительны, создают звукозрительную образность и эмоционально воздействуют на зрителя.

НАТУРАЛЬНЫЕ И ИМИТИРУЕМЫЕ ШУМЫ

В художественном кино распространено мнение, что для создания звуковых образов, для получения интересных выразительных звуковых фактур лучше пользоваться не записями натуральных шумов, а их имитацией. Действительно, целый ряд шумов записать на натуре нелегко. Например, звук ветра записать трудно, так как, воздействуя на микрофон, задувания ветра создают искаженное звучание — появляются особые грохочущие звуки, которые приводят к порче любых записей, производимых на натуре в ветреную погоду. Имитировать ветер удается с помощью специального барабана, состоящего из тонких дощечек. Во время вращения барабана к дощечкам прижимается шелковая лента, которая издает звук, напоминающий завывание ветра. Изменение скорости вращения барабана и степени прижима лент влияет на характер звучания, имитирующего шум ветра.

Любопытно, что для имитации некоторых шумов используют предметы, ничего общего не имеющие ни с реальными источниками звуков, ни со способами их возникновения. Так, в имитации шума морского прибоя вода не принимает участия. Его звучание воспроизводят устройством, которое так и называется — «прибой». Это четырехметровый деревянный короб, напоминающий качели-весы на детских площадках. В короб насыпан горох или дробь. Сверху короб закрыт брезентом.

При наклоне короба его содержимое, пересыпаясь, шуршит, как галька, перекатываемая набегающей на берег волной. Благодаря своей «маневренности» это устройство позволяет очень точно (в смысле синхронности) озвучивать кадры прибоя.

Не участвует вода и в имитации шума дождя. Вращение рукоятки решетчатого барабана со спицами-лопастя-

69

Назад Страница 0039 Вперед