средствами, но чаще всего начинающие любители страдают оттого, что не умеют соразмерять свои замыслы с их практическим осуществлением.
* * *
В заключение остается пожелать кинолюбителям, создавая черно-белые и цветные звуковые фильмы, смелее использовать опыт профессионального кино. Качество фильма, как мы пытались подчеркнуть в этой книге, намного выиграет от тщательно продуманного, творчески обоснованного звукового решения. Что же касается его реализации, то есть техники осуществления, то наличие современных технических средств киносъемки, записи и воспроизведения звука, а также литературы по этим вопросам, будет способствовать осуществлению ваших замыслов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НЕМОГО И ЗВУКОВОГО
КИНЕМАТОГРАФА.................... 5
ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ—НОВЫЙ ВИД КИНОИСКУССТВА..... 11
СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ...... 22
музыка.......................... 22
озвучение музыкой................... 24
авторская музыка фильма............... 27
контрапункт...................... 29
лейтмотив........................ 31
песня-лейтмотив.................... 31
музыка внутрикадровая и закадровая........ 33
использование музыки фонотеки .......... 36
отбор музыкальных фрагментов........... 37
монтаж фонограмм...........'........ 40
РЕЧЬ ........................... 46
РЕЧЬ—ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗА.......................... 48
ЗАКАДРОВОЕ И ВНУТРИКАДРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ ... 53
РЕЧЕВЫЕ ЗАПИСИ..................... 59
ШУМЫ .......................... 65
ЗАКАДРОВЫЕ И ВНУТРИКАДРОВЫЕ ШУМЫ........ 68
НАТУРАЛЬНЫЕ И ИМИТИРУЕМЫЕ ШУМЫ......... 69
КОНТРАПУНКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВ .... 70