ставим себе, что это литературный сценарий, и посмотрим, как преобразуется эта сцена в режиссерском сценарии. Предположим, это кусочек из «Пиковой дамы» Пушкина, тот момент, когда Германн впервые оказывается перед домом графини. Вот он:
«Германн очутился в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился».
Как видите, в данном случае я беру для простоты кусок немого действия, без диалога. Этот же кусок в режиссерском сценарии окажется разбитым на ряд отдельных кадров, в каждом из них будет указана крупность, метод съемки, точка зрения и длина кадра. Будут и другие дополнительные сведения. Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы:
Номер кадра.
Объект, то есть место съемки. В этой же графе упоминается павильон это или натура, упоминается и время дня, что важно для количества света, для всей операторской работы.
Крупность плана и способ съемки. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама (пнр) или отъезд или наездит. п.
В следующей графе — способ съемки звука, ибо звук тоже не всегда снимается одинаково. Иногда он снимается синхронно, то есть тут же на месте вместе с изображением записывается речь или шумы. Иногда кадр снимается без звука. Этот кадр озвучивается впоследствии. Бывает, что кадр снимается «под фонограмму».
80
Режиссерский сценарий короткими буквами «с», «о» или «ф» определяет, будете ли вы снимать синхронно, под фонограмму или под озвучание. Это три технически разных процесса, которые дают совершенно разный художественный результат, и иногда решение этих вопросов не так просто.
В следующей графе отмечается длина кадра в метрах.
В следующей — основной графе — записывается содержание кадра и диалог, если он наличествует.
После самой пространной графы, в которой записано содержание кадра, идет графа, в которой специально отмечается характер звука в кадре: шумы, голоса второго плана или музыка.
И, наконец, последняя графа режиссерского сценария — это примечания. В этой графе обычно отмечаются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы. В случае, если мы снимаем сцену в тумане, — необходимость затуманить кадр дымом и так далее. В этой графе отмечается и характер массовки, костюмы.
Таким образом, отрывок из «Пиковой дамы» в режиссерском сценарии будет выглядеть примерно так:
Улица Петер- |
О |
5 |
Германн очутил- |
Музыка, |
Туман. |
бурга. Ночь. |
(озвуч.) |
ся в одной из глав- |
стук карет, |
Снег. |
|
Общ., с дви- |
ных улиц Петер- |
топот ко- |
Опе- |
||
жен. |
бурга... |
пыт, говор. |
рат. |
||
кран. |
|||||
Ср. |
О |
3 |
.. .перед домом ста- |
тоже |
|
ринной архитек- |
|||||
туры |
|||||
Ср. с другой |
С |
5 |
Улица была за- |
Музыка, |
Туман. |
точки |
(синхр.) |
ставлена экипажа- |
стук карет, |
Снег. |
|
ми. Кареты одна |
топот ко- |
Опе- |
|||
за другой кати- |
пыт, говор. |
рат. |
|||
лись к освещенно- |
кран. |
||||
му подъезду. |
81