Назад

Страница 0099

Вперед

lpOro из своих товарищей, того, который его больше всех преследовал, и умирает, искупив спою вину. Профсоюз ^ерет на свое попечение его детей и будет чтить его память, ибо этот штрейкбрехер не был подлецом».

Здесь пропаганда ведется более умело. Она старается реабилитировать штрейкбрехеров, но в то же время и ие выступает открыто против рабочей солидарности... Таким же образом «Вайтаграф» в фильме «Повесть о двух городах»1 сочувственно изображает взятие Бастилии, чем приводит в восторг парижскую толпу, но затем осуждает Робеспьера и Комитет общественного спасения.

В фильмах, посвященных гражданской войне, режиссеры, работающие под руководством Стюарта Блэктона, большей частью становятся на сторону южан2.

«Сцены повседневной жизни» с 1910 года совершили переворот в кинематографии. Вместе с новым стилем они звели и новый жанр: веселую или драматическую комедию, стоящую между мелодрамой и фарсом — жанрами, традиционными в то время. Хотя комедии «Вайтаграфа» эбращают внимание на психологическую разработку, эднако они не выходят за пределы определенного круга условностей, принятых в коротком рассказе и в американской литературе, рассчитанной на широкую публику.

Если к школе Блэктона относились с пренебрежением, то о творчестве Гриффита, напротив, написано иного исследований. Поэтому мы можем довольно подробно проследить эволюцию «Байографа»3.

Гриффит был настоящим тружеником. По тогдашнему обычаю он часто сам писал свои сценарии. Его необычайная плодовитость не казалась в ту пору исключи-гельной: Фейад выпускал еще больше фильмов.

Длина фильмов «Байографа» колебалась между 100

00 метрами, но никогда не превышала одной катушки, было принято в ту эпоху, сцены снимались гсего раз после нескольких коротких репетиций. Часто

1  «Взятие Бастилии*, как мы отмечали выше, — экранизация романа Диккенса «Повесть о двух городах». Вторую

го часть, кажется, показывали во Франции под названием времена террора» (1912).

2  Разобранный выше Фильм Ларри Тримбла в виде исклю-я по и

иоржилает oevn).

£ ^ О начале тпорчсчко! а пути Гриффита см. Ж. Саду л ь. всеобщая история кино, т. I, «Пионеры кино», ч. II, гл. XIX

Я1

Назад Страница 0099 Вперед