Птак, став на этот путь, он остался один, но настоя.] на своем, и фильм «Много лет спустя» нарушал все старью правила игры. В «Байографе» все были очень недск вольны. Как встретит публика такой необычный фильм?
Однако это был первый фильм, допущенный на иностранные рынки. Его выход за границу очень знаменателен, если вспомнить высокий класс кинокартин, продаваемых фирмами «Патэ» и «Гомон», таких, как «Убийство герцога Гиза»1.
В этом отрывке мы находим несколько явных неточностей. До этого фильма в кино уже пользовались драматическим крупным планом как в эпизодах с напряжением (suspense) и погонями, так и без них. Но г-жа Гриффит, во всяком случае, дает ключ к пониманию творчества мужа. Своим стилем Гриффит обязан h большой степени приемам литературного повествования. Приведенные выше слова Гриффита подсказали Эйзенштейну тему интересной статьи, где он изучает связь стиля Гриффита со стилем Диккенса2.
Стараясь придать больше гибкости своему стилю, Гриффит вместе с оператором Билли Битцером начинаем применять искусственное освещение как новое выразительное средство. С 1909 года в его картинах появляются подчеркнутые тени и контражурная съемка (съемка против света), например в фильмах «Раскаявшийся пьяница», «Любовь политического деятеля» и особенно в фильме «Пиппа проходит» (октябрь 1909 года). Эти экранизация знаменитой поэмы Роберта Броунинга рекламировалась как образец «прекрасной фотографии, в которой применяются неизвестные до сих пор эффекты».
В первой картине зритель видел Пиппу в ее комнате, и этот вступительный кадр повторялся снова, деля картину на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
«Гриффиту пришла в голову идея, — пишет его жена п своих воспоминаниях, — вырезать небольшой прямо-
1 В действительности несколько десятков картин «Бало i рафа» демонстрировалось в Англии и на континенте еще до юго, как Гриффит начал снимать фильмы. Но уважение, < каким г-жа Гриффит отзывается о европейских фильмах юго времени, свидетельствует о том, что ее муж мог находиться под влиянием руководителей школ Гомона и Патэ.
8 С. М. Эйзенштей н, Избранные статьи, М., 1956. Диккенс, Гриффит и мы. — Прим, ред.