-гольник в декорации в глубине комнаты Пиппы и лри-.делать к нему подвижную дощечку величиной примерно в три квадратных фута, чтобы можно было откры-вать и закрывать отверстие. Когда эту дощечку медленно отодвигали, за ней постепенно открывался сильный лрожектор, и казалось, что стены комнаты освещают первые лучи восходящего солнца. Затем открывали другие источники света, поставленные против окон Пшшы, и комнату как будто озарял бледный утренний свет. Потом включали сильные дуговые лампы, и вся комната наполнялась светом, а отверстие в глубине снова задвигали дощечкой»1.
Эта тонкая техника освещения была заимствована одновременно и у театра и у художественной фотографии. Из этой цитаты не следует делать вывода, будто Битцер и Гриффит были первыми в мире киноработниками, использовавшими искусственный свет как выразительное средство.
В конце 1908 года, примерно за год до появления «Пиппы», «Вайтаграф» объявлял, что в его фильме «Наполеон» применялись новые световые эффекты. Эта фирма могла, несомненно, широко использовать искусственное освещение, ибо в ее просторных павильонах электрическое оборудование было лучше, чем у «Байо-графа». «Пиппа проходит» вызвала тысячи наладок на «Байограф» за ее сюжет и технические новшества. Фирма лишила Гриффита права самому выбирать сюжеты н назначила художественным руководителем Ли Догерти. Но «Пиппа» удостоилась статьи в «Нью-Йорк тайме», напечатанной 10 октября 1909 года-под заголовком «Теперь кино ставит Роберта Броунин-га». В ней говорилось;
«Пиппа проходит» — последняя немая драма, показанная в «никель-одеонах». Экранизация классиков. — Даже библию стали показывать публике. — За это Достижение следует благодарить цензуру.
В «никель-одеонах» демонстрируют фильм «Пиппа проходит», где Роберта Броуниига представляют завсег-
1 «When the Movies Were Young», p. 128.
* Цитата дана г-жой Гриффит (стр. 129—131). Известно. каким авторитетом пользовалась в то время «Нью-Йорк тайме» 8 Соединенных Штатах.
97