Уолтер Ланц вместе со своим старым товарищем Грегори Ла Кава, ставшим впоследствии режиссером, создал в 1918 году мультфильм «Гарри —шелковаяшляпа». Братья Макс и Дейв Флейшерьг, по происхождению австрийцы, тоже скоро начали выпускать фильмы-комиксы. Нолан и Сирль экранизировали знаменитую серию комиксов «Сумасшедший кот» (во Франции «Кот Феликс»), продолжавшую выходить еще в 1950 году (уже в исполнении Гаррисона и Менни Голда).
Американские мультипликации были еще примитивны и довольно грубы. Но их бурное развитие открывало широкие возможности.
В Европе около 1910 года появилось интересное начинание — силуэты Армстронга, которые были не настоящими мультипликациями, а марионетками, вырезанными из картона; они двигались или подменяли одна другую. В общем, это были китайские тени, снятые при помощи покадровой съемки. Первый фильм Армстронга «Клоун и его осел» имел значительный успех в лондонском «Палас-театре». Силуэты были тонко вырезаны и очень забавны. Затем Армстронг попробовал заняться политической карикатурой, но вскоре оставил ее и посвятил себя рекламе1.
В континентальной Европе Юлиус Пиншевер (своеобразный немецкий Эмиль Коль), работая для рекламы, осуществляет прекрасные трюковые фильмы, а быть может, и мультипликации. Интересен его рекламный трюковой фильм, сделанный для фирмы, изготовлявшей нитки; он был показан в 1949 году на фестивале экспериментального фильма в Кноке.
Особо следует отметить главного создателя кукольных мультипликаций Владислава Старевича, ибо опыты Коля и Шомона в этой области не сыграли существенной роли.
Старевич, биографию которого мы изложим дальше, в 1912 году постазил для московской кинофирмы
1 В 1916—1917 годах мультипликации развивались и в нглии. Ими занимались Эрнест X. Миле («Роман Ллойд-Джорджа», «Что видел Лондон», «Дружеский союз»), Дадли Дакстон («Дьявольский док» и другие военные картины), от Стоун («Том и Джек») и др. Фирма «Мотойз ко-выпускала в то же время фильмы с «живыми куклами» ная мультипликация).
201