Назад

Страница 0226

Вперед

А. А. Ханжонкова серию научно-популярных фильмов к а зоологические темы. Оказалось, что жуки-рогачи, по* единок которых он собирался заснять, не выносят жара прожекторов и погибают. Тогда Старевичу пришло в голову, что можно снимать мертвых жукор, «оживляя» их при помощи всем известной в ту пору покадроЕой съемки. Затем, отказавшись от трюковой съемки научно-популярных картин, он открыто перешел к съемкам кукол, поставив фильм «Любовь мстит»1, о котором французская реклама сообщала следующее (сентябрь 1912 года):

«Любовь мстит, или В сетях танцовщицы» — Жестокая драма в исполнении жуков. Роль Айседоры Дункан играет стрекоза.

За этим фильмом последовали другие в том же роде: «Рождество у обитателей леса» в исполнении жуков и лягушек (декабрь 1912 года), «Авиационная неделя насекомых» и другие, сделанные при помощи покадровой или обратной съемки: «Месть кинематографического оператора», «Веселые шестеренки» («Веселые сценки из жизни насекомых», 1912), «Стрекоза и муравей», по басне Крылова (1913). Но, открыв богатые возможности этого жанра, Старевич, слишком занятый режиссурой крупных фильмов, возвращается к нему лишь эпизодически. Только по окончании войны он снова всерьез занимается «живыми куклами».

Во время войны французская школа, казалось, внезапно возродилась. Эмиль Коль стал выпускать в «Эклер» серию «Стальные ноги», начатую Фортоном. Негатив одного фильма этой серии сохранился во французской синематеке. Однако фильм довольно бездарен. Коль не умел схематизировать своих персонажей. Его перегруженный деталями рисунок часто становится вульгарным.

Американская конкуренция стимулировала деятельность французских кинопромышленников в этой области киноискусстеа. В 1917 году, когда появились «Стальные ноги», вышли также первые фильмы Бенжа-

1 Русское название «Прекрасная Люканида, или Война рогачей п усачей». — Прим. ред.

202

Назад Страница 0226 Вперед