аппарат недаром кажется вездесущим. В течение шести лесяпев фильм снимали четыре оператора: Сегундо де Шомон, Джованни Томатис, Аугусто Батальотти и Натале Киузано, работавшие не только в Понте •^омбетта (туринские студии «Итала»), но и в Тунисе, на Сицилии и в горной долине Ланпо, где, по преданию, Ганнибал прошел через Альпы. Параллельное развитие действия сохраняется и в отдельных эпизодах сценария. Таков эпизод «симфонии огня» — пример типичного параллельного монтажа: на экране показывается то Мачисте, уносящий Кабирию и преследуемый поклонниками Ваала, то храм, где продолжаются человеческие жертвоприношения.
На приеме параллельного монтажа построен весь сценарий Пастроие, Этим он оказал непосредственное влияние на фильм Гриффита «Нетерпимость», в котором действие развертывается параллельно не только в разных местах, но и в разные эпохи по примеру фильма «Сатана» Луиджи Мадж и и Гвидо Вол акте.
Пастроне часто импровизировал во время съемки. Этот предприниматель-режиссер ввел новый метод работы, который затем укоренился и в Америке; он снял 20 000 метров пленки, из которых для окончательного варианта отобрал лишь 4500. Таким образом, демонстрация фильма продолжалась четыре часа... Постановка его обошлась в 1 250 000 лир.
Реклама «Кабирии» была поставлена на такую же широкую ногу, как и ее постановка. Летчик Джованни Виднер, известный своим перелетом Триест—Рим, четыре раза описал круг над Вечным городом, засыпая его листовками, извещавшими о торжественной премьере фильма — 22 апреля 1914 года. Виднер телеграфировал д'Аннунцио:
«Я счастлив, что моя работа, моя крылатая машина и триестикская слаБа содействовали успеху произведения итальянского искусства»1.
Таким образом, реклама объединила имена д'Аннун-Цио и «отторгнутого» города Триеста, разжигая национализм, который становился все необузданнее с приближент:ем еойны. «Кабирия» сразу завоевала необыкновенную популярность на всем полуострове, а
—--------
1 Цитируем по книге М. Проло.
217