затем и в США. Война задержала демонстрацию этого фильма в других странах. Во Франции он пояеился на экране театра «Водевиль» только в ноябре 1915 года. К этому времени он уже пользовался громким успехом в Японии, «Кабирию» действительно можно назвать шедевром, и она вполне заслужила всеобщее восхищение, свидетельством которого были строки, написанные в 1920 году актером Гарри Б аур ом:
«Никогда еще абстрактная поэзия не получала такого конкретного воплощения, никогда отвлеченная мысль не выражалась так выпукло и с таким искусством.
Позади триремы колышется спокойное море, овеянное голубыми сумерками; звезды мерцают в струе воды за кормой; темнеют дальние холмы... Под сенью паруса два юных существа в белых одеждах шепчутся, полные безмятежного счастья и любви. Легендарный страж Мачисте, мужественный и наивный, играет на флейте Пана. Над холмами возникают живые образы, они плавно кружатся в воздухе. Все яснее вырисовываются эти человеческие существа, их прозрачные покровы рассеиваются, и грациозный хоровод, слоено олицетворение весны, кружится и постепенно тает, как облако...»1.
Сцена, восхитившая Гарри Баура, завершает фильм. Теперь она кажется нам довольно безвкусной, как и кадры, которыми Гриффит в подражание Пастроне заканчивает свои основные шедевры.
Однако только тот, кто никогда не видел «Кабирии», мог одним росчерком пера разделаться с этим значительным произведением и назвать его «неудачной подделкой» под «Камо грядеши?» или «Саламбо»2. Напротив, эта крупная картина обладает большой силой и своеобразием, которые признавал и Вэчел ЛиндсеЙ, отметивший также и ее недостатки.
«Недостатки «Кабирии», — пишет он, — это ошибки творения гениального зачинателя. В этот фильм ело-жено столько материала, что его хеэтило бы на 20 крупных произведений. Он переполнен идеями. Когда будут установлены классические законы киноискусства,
1 «I.e Crapouillot», 1920.
2 Bardeche et Brasillach, Histoire du Cinema-
218