люди, обладающие таким же талантом и энтузиазмом, как д'Аннунцио1, смогут создать мировые шедевры, jjo и в таком виде этот фильм с его массовыми сценами представляет собой монументальное произведение, про-янкнуюе глубоким патриотизмом...»2.
Наиболее слабым местом «Кабирии» была напыщенная игра некоторых актеров.
«Меня могут, упрекнуть, — заявляет Пастроне, — в преувеличенной мимике моих актеров, своего рода немой декламации. Но вспомните ту эпоху, время Сары Бернар с ее утрированным гримом и преувеличенной жестикуляцией. Мой фильм никогда не попал бы в число произведений искусства (хоть я и использовал имя д'Аннунцио), если бы, работая с Италой Альми-ранте Мандзини, я не отдал дань стилю Сары Бернар.
Сделав эту уступку «избранной» публике, я уже мог добиваться от других исполнителей сдержанности и простоты в игре. Посмотрите, например, на Мачисте, которому фильм в большой степени обязан своим успехом. Я сам обучал его исполнителя — Бартоломео Пагано, который был не профессиональным актером, а грузчиком в Генуэзском порту, когда я его пригласил».
Действительно, если не судить по первому впечатлению, актеры, за исключением двух-трех «звезд», играют ровно и сдержанно. До 1914 года исполнение итальянских актеров часто отличалось своей простотой. По этому поводу «Курье синематографик» писал в 1914 году:
«Взгляните на достижения итальянцев. Посмотрите «Последние дни Помпеи», «Камо грядеши?» и другие фильмы: какой прогресс! Жесты стали четкими, размеренными, а декорации все более и более тщательно выполнены. Берегитесь, французские режиссеры!..»
Основными техническими нововведениями в «Кабирии» были декорации, освещение и движение кино-^парата. Новая форма декораций прежде всего и определила некоторые художественные особенности и истоды работы.
об * В США, так же как и во Франции, д'Аннунцио был ит»явлен единственным автором «Кабирии».
а «The Art of the Moving Picture», p. 37.
219