белй римского флота, воспламененного зажигательными зеркалами. Монтаж Пастроне заключался в чрезвычайно удачном чередовании кадров, показывающих пылающий римский флот (макеты кораблей снимались Б отдалении общим планом) и Архимеда, подбадривающего воинов.
Актер Энрико Джемелли, исполнявший роль ученого, снимался крупным планом и был ярко освещен снизу, словно пламенем горящего у подножья крепостных стен флота. Казалось, что на его лице отражаются огненные языки, пляшущие на макетах. Таким образом, освещение объединяло в одно целое различные планы, снятые независимо друг от друга. Чтобы Энрико Джемелли не показался неестественным в накладной бороде, Пастроне велел ему отпустить свою собственную. Эта часто высмеивавшаяся подробность свидетельствует о стремлении к правдоподобию во всех эпизодах фильма и о существовании еще до съемки подробно разработанного режиссерского сценария.
Главным оператором «Кабирии» был Сегундо де Шо-мон, о котором Пастроне сообщал следующее:
«Я пригласил Сегундо де Шомона, потому что он был совершенно необыкновенным оператором, лучшим ,в то время создателем трюков. Я его использоиал главным образом как специалиста по «особым эффектам», понимая, что трюки должны стать неотъемлемой частью техники моего фильма. Я хотел превратить сказочные 'эффекты в эффекты драматические — особые средства выр азител ьн ости».
Это заявление показывает, что Пастроне сознавал, какой переворот он совершил в кинотехнике, включая *и изобретение тележки, запатентованной на его имя. ■Каково бы ни было участие Сегундо де Шомона в этом изобретении, он, по-видимому,' руководил съемками .^Набирии», налаживал освещение, участвовал в раз-Работке макетов. Он был, несомненно, и автором крайне оншых и великолепно выполненных трюков, так осхищавших Гарри Баура. «Кабирия» — лучший из альяпских постановочных фильмов — появилась в g зультате многолетних опытов и исканий, она была
синтезом, нашедшим свое выражение в совершения Новом и плавном синтаксисе: каков бы ни был
еХ фильма, в нем содержится столько новшеств,
223