что они не могли привиться все сразу... Только с развитием немецкого кино стиль фильмов окончательно обновился благодаря движению аппарата.
Влияние «Кабирии» на Гриффита совершенно очевидно. Оно явно сказывается в постановке вавилон* ского эпизода «Нетерпимости», где также введены гигантские золотые слоны, поддерживающие дворец Масси-ниссы в «Кабирии». Гриффит заимствовал главным образом форму повествования, манеру беспрерывной смены мест действия.
«Это сходство не случайно, — утверждает Паст-роне. — Наши- студии были наводнены шпионами, работавшими в пользу Америки. Один из них, француз Д., в обмен на доеольно крупные чеки передавал американцам фотографии и сведения, добытые в итальянских киностудиях.
Чтобы не дать им возможности детально изучить копии моего фильма и перенять некоторые из наших технических приемов, я приказал печатать копии под тщательным наблюдением и контролем и запретил их продагать. Однако вскоре оказалось, что в одном крупном американском городе сгорело 5000 метров пленки, и мне сообщили, что это была одна из копий «Кабирии». Нам возместили убытки, но затем я узнал, что лекта, которую мы считали погибшей, очутилась в лаборатории одной крупной кинофирмы, где ее тщательно изучили и в дальнейшем использовали наши технические приемы. Впрочем, это была честная война. Голливуд поступил с Пастроне так же, как когда-то Пастроне поступил с Шарлем Патэ».
Трудно проверить правильность этого утверждения и установить, действительно ли, как гоЕорили, в личной фильмотеке Гриффита была копия «Кабирии»» которую он скрупулезно исследовал, прежде чем кат*яЯ постановку «Нетерпимости». Но, если даже отбросить эти предположения, сходство между «Кабирией» й большими постановочными американскими фильмами совершенно очевидно. Передовой отряд деятелей киноискусства должен был естественно передать все наиболее замечательные достижения своему непосредственному преемнику. Однако ко времени постаноЕки «Кабири* американское кино уже имело собственное лицо. Вэче^ Липдсей, сравнивая режиссера «Кабирии» (которь1№
224