ствии очень ярко описал его съемку, на которую с ужасом смотрели жители Волекдама1.
Затем Машен поставил для фирмы «Голландищ фильм» два-три короткометражных или комических фильма («Душа мельницы», «Живопись и свиньи»)^ после чего вернулся к сюжетам на социальные темы* выпустив «Бунт оборванцев», в основу которого положено знаменитое революционное движение во Фландрии в XVIII веке. Поставив этот фильм, Машей ушел из «Голландиш фильм». Его заменил Андреани, который бросил свои «библейские фильмы» и занялся в Голландии пышными историческими постановками («Страсть рыцаря Альгабера», «Иохаим Гошаль и тайна стали», «Арнгеймские соперники» и др.).
Альфред Машен (возможно, вместе с Саблоном) орга-низоЕал в Брюсселе филиал «Патэ» — «Бельж синема», где специализировался на фильмах с местным колоритом, чаще всего комических («История Минны», «Гле-зекс Сайда украл Манекенписа», «Господин Белемаи — муниципальный гвардеец», «Забавный полицейский и "его собака» и др.). Оказавшись поблизости от поля боя при Ватерлоо, он снял батальный фильм, который был впоследствии вставлен в большую историческую картину, снимавшуюся в России несколькими объединившимся для этого филиалами «Патэ».
Однако Машеп не отказался от социальных сюжетов. В 1913 году он поставил фильм «Дамское счастье», где пошел дальше самого Золя в критике универсальных магазинов и надомного труда работниц.
В «блаженную эпоху» можно было сшить полный костюм у лучшего парижского портного за 150 франков. Модницы украшали свои платья тонкими ручными вышивками и кружевами, а вечерние туалеты расшивали золотыми блестками. Эта роскошь имела свою оборотную сторону. Швея, работающая на дому, за восемнадцать-двадцать часов работы в день зарабатывала 25 су; вязаный детский башмачок стоил 1 Ф за пришивку дюжины поясов к юбкам платили сантимов и т. д.2
1 См. Bardeche et В г a s i 11 а с h, Histoire du О* nema, 1943, гл. Ill, стр. 76, изд. 1948 г. ,fl
2 Эти цифры даны в книге Jacques Castenet, a FInstitut: La France de M. Fallieres, Paris, 1950.
274