французская Всеобщая конференция труда раскрыла факты и подняла кампанию протеста," на которую ответил следующим сценарием.
На экране одна из множества мастерских, в которых производят всевозможные дешевые изделия для больших универсальных магазинов. Это жалкая ман-сарла» где царствуют нищета и болезни; бедная работница провопит Здесь дни и ночи за изнурительной и скудно оплачиваемой работой. На дешерых распродажах в больших магазинах «Дамского счастья» продаются платья, в складках которых гнездятся тысячи микробов туберкулеза и всевозможных болезней: ими кишат лачуги бедняков, а оттуда они попадают и в салоны богачей.,.
Затем Машен поставил в Бельгии свою самую знаменитую картину: «Будь проклята война!» Однако она не оправдывает своего многообещающего названия и напоминает датские фильмы. Ее основная тема — соперничество двух летчиков, влюбленных в одну девушку. В фильме несколько сенсационных эпизодов: пожар на стоянке военных аэростатов, воздушные бои самолетов, стреляющих из пулемета, падение самолета и гибель летчика, взрыв мельницы... Однако, по-видимому, в этом фильме Машен все же кое-где обнаружил антимилитаристские тенденции.
Фильм вышел в мае 1913 года. В это время все уже боялись назревавшего конфликта, и тревога народа Есе возрастала. Фильм был выпущен вторично в мае 1914 года за несколько дней до сараевского убийства.
Фильмы Машен а при всех их недостатках все же свидетельствуют о том, что в предвоенной Фракции существовала некоторая тяга к темам, близким рабочему зрителю. Но такие фильмы были редким исключением.
Французские рабочие организации обращали мало внимания на все возраставшую роль буржуазной пропаганды в кино1. Однако они все же сделали одну
1 В другом томе мы покажем, какой бурный протест ра-
°чих газет вызвала попытка одного реймского судебного
Дедователя использовать хроникальные фильмы для агитации
j? заключение в тюрьму бастующих виноделов Шампани.
°льщцКСТЕЮ киноработников присоединилось к рабочим ор-
анИзациям.
275