труппа выступала даже в Лондоне в «Театре р Йоркского», где пьеса не сходила со сцены год и месяца. Чарли играл в ней грума Билли.
В ту пору Сиднею Чаплину посчастливилось попасть к Карп о — директору знаменитой труппы «Безмолвные птицы», исполнявшей пантомимы; в этом театре сохранилось искусство жеста и его лучшие традиции, < обенно богатые и развитые в Англии. Несколько позднее Карно по просьбе Сиднея принял в труппу и его младшего брата, которому было тогда 17 лет (1906).
«Однажды, — рассказывал впоследствии Фред Карно, — С ид привел с собою тщедушного, бледного и печального юношу. Должен признаться, что в первую минуту он показался мне слишком робким, чтобы из него мог выйти актер, особенно актер буффонады,, которая была моей специальностью.
Но уже через одну-две недели его пребывания в труппе я дал ему роль в пантомиме «Футбольный матч». Чарли играл злого парня, который преследует вратаря и пытается споить его перед матчем. Это была полудраматическая роль, и я убедился в том, что Чаплин может не только ломать комедию, но и играть всерьез. Вскоре он получил в «Безмолвных птицах» роль пьяницы. За работу ему платили 3 фунта стерлингов в неделю».
«Безмолвные птицы» в течение 26 лет пользовались успехом в Англии и девять лет в США. Основатель театра Фред Карно рассказывает о происхождении своей труппы:
«Сначала мой спектакль назывался «Дважды в ночь». В те времена в Лондоне существовало нечто вроде клуба комедиантов под названием «Водяные крысы». Их королем был Дан Лено—Маленький Тич. Джо ОТорт-мен, Юджин Стреттон, Литл Пол Мартинетти и Джо Элвии составляли его труппу, которая играла перед персидским шахом в «Лондон-павильоне»1. Меня вдохновил этот спектакль. В нем уже было зерно той великой идеи, из которой родились мои «Безмолвные птицы» .«.
1 Персидский шах приезжал в Европу в 90-х годах прошлого века. Следовательно, «Безмолвные птицы» возникл» нсза,]о:1го до 1900 года.
404