В то время в Англии существовали строгие ограничения для мюзик-холла и мы не имели прана вводить В Пьесы диалоги, исполнявшиеся свыше 20 минут. Наверное, именно поэтому из моей труппы вышло столько киноактеров»*.
Юный Чарлз Чаплин прошел школу в труппе Фреда Карно. Он сам заявил в интервью для «Пикчер мэге-вин», опубликованном в 1929 году, что очень многим обязан «Безмолвным птицам» и английской пантомиме:
«В спектаклях Карно соблюдались традиции пантомимы: акробатика сочеталась с клоунадой, трагическое с жизнерадостным смехом, печальные сюжеты с веселыми скетчами, танцами и жонглированием; все йТо делало английского комика непревзойденным мастером.
На сцене выступали похитители велосипедов, бильярдные игроки, возвращающиеся домой пьяницы; показывались уроки бокса за кулисами мюзик-холла, иллюзионисты, которым не удаются их фокусы, певцы, которые пытаются петь и не могут издать ни одного звука.
Все эти трюки проделывались с полной невозмутимостью, что неизменно вызывало смех. Каждый прием бил в цель, как кулак хорошего боксера. Каждый акфбрский маневр разил зрителя, словно пушечный выстрел. Лучшей школы для актера экрана нельзя было придумать, ибо природа кино —это безмолвие...»2.
Наибольшим успехом Чаплина была «Ночь в английском клубе» — номер, исполнявшийся им в Париже в «Фоли-Бержер», «Олимпии» и «Сигале» (1910). Тогда «Го специальностью были роли пьяниц.
В 1910 году Чаплин чуть не попал к американцу Любину, представитель которого подыскивал комика в Лондоне. Но вместо Чаплина пригласили Чарли Ривса. В 1911 году труппа Карно несколько месяцев гастролировала в США. Спутником Чаплина во время Этих гастролей был молодой Стен Лоурел — будущий партнер толстяка Оливера Харди...
1 Статья Фреда Карно перепечатана в специалг>ном но-
Иере журнала «Yu» — «Жизнь Шарло» (1 апрели 1931 года).
1 Перепечатано Лапьерсш в «Антологии ышо», стр. 228.
405