В первые месяцы работы Чарлза в «Кистоуге» реклама фирмы, которая представляла его в Лондоне как крупнейшую «звезду» труппы, изображала актера в трех или четырех различных видах: с маленькими усиками, с большими усами, с бородкой и с моноклем. Бее эти персонажи имеют одну общую черту — жестокость.
Даже в образе «Чарли», ставшего вскоре обще* известным, Чаплин, оскалив зубы, выглядит как тигр, готовый броситься на жертву.
Злоба — это характерная черта Чеза1 Чаплина, персонажа, облик которого он еще окончательно не выработал.
«У меня еще не было законченного рисунка, —- ска* зал он в 1922 году Роберу Флоре, повествуя о своих первых шагах, — я выступал иногда с раздвоенной бородкой, в цилиндре, лаковых полуботинках и сером сюртуке.
Только позднее я вернулся к моему мюзик-холльному костюму, с которым расстался тогда же, когда и с театром. После этого я уже не менял одежды. Я чувствовал себя в ней свободнее и стал обыгрывать мои лохмотья бродяги. К этому времени и относится моя выдумка: поворачивать за угол, скользя на одной ноге».
Согласно контракту и обычаям того времени, Чаплин снимался каждую неделю в новом фильме. Только После десятого фильма («Мэйбл за рулем») он оконча*-тельно остановился на типе «трэмпа», бродяги в лох» мотьях. Режиссерами нескольких первых чаплинских фильмов, а также и его одиннадцатого фильма («Двадцать минут любви») были: Г, Патэ Лерман2, Джордж Николе*
1 Чаплин сохранял имя «Чеэ» все время работы в «Кйс-гоуне». Только в 1915 году* перейдя в «Эссеней», он окончательно принял более приятное уменьшительное имя «Чарли».
* Генри Патэ Лермай режиссировал четыре первых фильма Чаплина: «Зарабатывая на жизнь» (выпущен 2 февраля 1914 года), «Детские автомобильные гонки в Вен аи се»» «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (9 февраля 1914 года) и «Между двух ливней» (28 февраля).
• Джордж Николе режиссировал «Его любимое развлечение» (16 марта 1914 года) — второй фильм, в котором Чарли играет с Фатти (Роско Арбэкл).
411