ного умения использовать световые эффекты. Лакруа поставил фильм „Ее судьба" и готовился к постановке „Кровавой свадьбы", но скоропостижно скончался 23 июля 1920 года.
„Это был настоящий режиссер, — писал с волнением Деллюк в „Пари-миди", — это был мастер. Он умел обрабатывать неподатливый материал, богатый оттенками, создавая кинофильмы, как каменщики некогда создавали соборы. Именно так должен творить мастер. Так творил Инс, так творил Баронселли. Так мог бы творить Ганс, если бы не яд литературщины, от которого он никогда не найдет противоядия. Так творил Лакруа. После него осталось три фильма: „Надписи не стираются", „Месть Малле", „Сочельник Ивонны".
Быть может, французская кинематография понесла тяжелую утрату со смертью Лакруа, имя которого тотчас же было предано забвению. Деллюк за него ручался. И следовало бы извлечь из архива его фильмы, если они сохранились, и узнать, действительно ли они выдержали испытание временем...
Во время войны привлекали к себе внимание и другие мастера киноискусства. Бернар Дешан, бывший оператор Патэ, проявил себя как способный режиссер в „Спящей красавице1'. Жерар Буржуа, демобилизовавшийся в 1915 году, стал работать в фирме „Эклер" и снял две серии фильма „Протеа", затем уехал в Испанию; там он снимал фильм „Христофор Колумб", потребовавший по масштабам того времени огромных средств — были воссозданы знаменитые каравеллы. Фильм снимался в Гренаде, Севилье, Уельве, но, к сожалению, его финансировал продюсер с авантюрными наклонностями, а те времена, когда можно было поразить зрителя массовками с участием двух тысяч статистов, уже прошли. Щотар перед отъездом в Америку выпустил фильм „Независимость Бельгии", Монка продолжал добросовестно ставить свои пустячные фильмы, как и Деноля, Андре Эзэ пытался овладеть новым жанром — кинообозрением за год („Париж за годы войны"), затем снял „Восстаньте, мертвые" по роману испанского писателя Бласко Ибаньеса „Четыре всадника Апокалипсиса", прославляющему дела, за которые боролись союзники.
Андре Югон дебютировал в годы войны, так же как и Ле Приер и Плезетти. Но слишком долго было бы пере-
116