числять имена посредственных кинорежиссеров, которые п ту пору обивали пороги французских киностудий и гаки не создали ни одного хорошего кинофильма ни в военные, ни в послевоенные годы... Закончим обзор режиссером, дебютировавшим в годы войны, — выдающимся мастером кино Андре Антуаном.
Он родился в 1857 году в Лиможе. В 1887 году, будучи мелким служащим в Газовой компании, организовал небольшую любительскую группу, которая выступала лишь время от времени. Эта труппа стала именоваться „Театр Либр" („Свободный театр"), ибо ей удавалось ставить пьесы по абонементам, не получая разрешения цензуры, в те времена очень строгой.
Служащий Газовой компании Андре Антуан богот-порид Золя и его последователей. Он сам стал последо-нателем натуралистической школы, достигшей в ту пору своего расцвета. „Театр Либр" — это „Меданские вечера" на сцене1. Антуан вдохновился замечательной статьей Золя о декорациях и театральных аксессуарах, в которой Золя восхвалял полнейшее соблюдение правды в каждой детали2. Через год после основания „Театр Либр" Антуан поставил пьесу Джованни Верги, вождя итальянского веризма, „Сельское рыцарство" и пьесу молодого преждевременно умершего писателя-натуралиста Фернана Икра „Мясники".
„В своем стремлении к натуралистическим деталям, — писал Андре Антуан в „Воспоминаниях"3, — я повесил на сцене настоящие туши, которые вызвали сенсацию. В „Сельском рыцарстве" посреди площади в сицилийской деревушке, где развивается драма, я устроил настоящий фонтан; не знаю почему, но он очень развеселил зал".
Туши в пьесе „Мясники" стали знаменитыми, и мы должны заметить в этой связи, что реальность аксессуаров стала в кино теперь необходима, ибо мы не можем представить себе на переднем плане актера, делающего вид, что он режет курицу, в то время как перед ним муляж. Но было бы неправильно умалять смысл манифеста,
1 Люсьеи Дюбеш, Всеобщая иллюстрированная история юатра.
2Эмиль Золя, Натурализм в театре, 1881.
3 „Мои воспоминания о ,,Театр Либр", Париж, 1921.
117