Назад

Страница 0174

Вперед

Г лае а XXIV

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ КИНО ПРИ ЦАРИЗМЕ (РОССИЯ, 1914—1917)1

27 июля 1914 года была объявлена всеобщая мобилизация, а первого августа — война с Германией. Пуанкаре, один из главных виновников конфликта, покинул Петербург, встретивший его баррикадами. Помещики и капиталисты провозгласили войну священной.

В первые месяцы военных действий шовинистические настроения охватили не только буржуазию и интеллигенцию, но и часть рабочих и крестьян. Почти немедленно отразились они и в русском кино. Так как в армию были мобилизованы главным образом крестьяне и рабочие, то кинематография работала без перебоев, а вскоре кинопроизводство даже расширилось; война и трудности сообщения с Европой и Америкой освободили русское кинопроизводство от иностранной конкуренции.

За полгода войны потоком, более широким, чем за границей, выпускались псевдопатриотические фильмы. Бауэр поставил „Когда вернется папа", „Слава — нам, смерть — врагам", „Тайна германского посольства" и „Юный герой Бельгии" — о юноше, расстрелянном за то, что он отказался прикончить раненых — солдат союзных армий. Гардин поставил „Подвиг казака Кузьмы Крючкова", „Ужасы Калиша", „Энвер-пашу, предателя Турции"; Протазанов — „Рождество в окопах". Старевич издевался над кайзером в сатирических комедиях („Пасынок Марса", „Сказка про немецкого грозного вояку"), Чарды-нин выпускал псевдо-патриотические картины-фарсы („Тетушка огерманилась"), Мозжухин снимался в военных драмах („Сестра милосердия"). Очень большим успехом

1 Главы XXIV, XXIX, XXXIV отредактированы С. С. Гинзбургом.

166

Назад Страница 0174 Вперед