влиятельными и могущественными. Президент Вильсон почти вынудил конгресс принять „Акт Адансона", вводивший восьмичасовой рабочий день".
Активность американских рабочих выросла с началом войны в Европе. Стоимость жизни значительно повысилась (177% в 1917 г.), а заработная плата оставалась практически прежней (102% в 1914 г., 101 — в 1915, 107 — в 1916, 114% — в 1917 г.), вильсоновская демагогия (восьмичасовой рабочий день, антитрестовый закон) не сковали нарастающего недовольства. Появились воинствующие антирабочие организации. Ку-клукс-клан, реорганизованный в 1915 году, воспользовавшись широковещательной пропагандой „Рождения нации", начал активно действовать против негров, эмигрантов, приехавших недавно, евреев, католиков, синдикалистов, рабочих. „Пинкертоновцы" и другие разновидности „гот-тов" перешли в наступление с удвоенной силой. Участились карательные экспедиции типа Бисби, а также „фрей-мапс" (подтасовка обвинений — попытка осудить невиновных в трибуналах). Весь мир был взволнован, узнав о деле Сакко и Ванцетти и Тома Муни.
Такая „радикализация" рабочего класса Америки воздействовала не только на Гриффита. Мы уже указывали в главе, посвященной серийным фильмам, на любопытную серийную картину „Коготь". Мы видели, какое влияние оказали такие фильмы на направленность „Цивилизации", его отзвуки мы найдем и в „пацифистских" фильмах 1915—1916 годов. Вот что пишет Филипп Стерлинг:
„Из мрака" (1915, Лески) разоблачил нечеловеческие условия труда на консервных заводах Запада, а „Человек с железным сердцем" (1915, „Селиг") воссоздал отталкивающий образ фабриканта и наемных убийц, служащих ему и расстреливающих забастовщиков. „Боксер" (1916, „Мьючуэл") направлен против синдикатов, созданных фабрикантами, и разоблачает способы, которыми они разрушают рабочие профсоюзы, засылая шпионов и агентов-провокаторов. И даже в 1917—1918 годы, когда фильмы в военном духе заняли первое место на экране, критический дух упорствовал .. ."*
1 Журнал „Film", Нью-Йорк, 1939, № 2. 206