Назад

Страница 0225

Вперед

Эпизод забастовки в „Нетерпимости'* имеет такое большое значение оттого, что картина вышла за год до русской революции, которая впервые принесла власть рабочему классу, а Гриффит выступал в его защиту. В силу его прогрессивной точки зрения эта часть фильма оказала безусловное влияние на некоторых кинодеятелей в дни становления советского кино1.

Если бы Гриффит создал только „Рождение нации", то его влияние не почувствовалось бы в кинематографии СССР2. Народ, вставший у власти, с отвращением искоренил национальное угнетение и распри между народами, восхваляемые ку-клукс-кланом. Зато „Нетерпимость'* широко демонстрировалась на экранах Москвы и Петрограда в 1920 году и заинтересовала Эйзенштейна и Пудовкина.

О значении эстетического вклада Гриффита говорит Луи Деллюк в 1918 году в статье, где он сравнивает Гриффита с Томасом Инсом. Мы уже приводили из нее цитаты3:

„Гриффит представляет собой прошлое киноискусства, хотя никто не оказывает чести киноискусству признанием за ним права иметь свое прошлое. Гриффит превосходно реализовал ту концепцию киноискусства, которая бытовала в течение долгих лет.

В его широкой творческой манере чувствуется влияние

1 Не следует преувеличивать этого влияния (подробнее мы остановимся на нем в другом томе), как это делает Сеймур Стерн. ,,Нетерпимость", — пишет он, —была счастливой судьбой советской кинопромышленности. Таким образом, она стала финансовой (Ш), так же как эстетической и технической базой кино СССР. Гриффит, боровшийся в Америке со своими кредиторами, не получил ни гроша от этого просто сказочного проката в течение десяти лет... Именно после просмотра „Нетерпимости" Ленин писал свои знаменитые слова о том, что „Кино есть и должно стать самым мощным оружием пролетарской культуры" (???).. . ,,Нетерпимость" отметила собой истинное начало советского кино ... Одним словом, произведение Гриффита было для советского кино тем же, чем „Капитал" Маркса— для большевистской революции: творческим вдохновением и идеологическим источником и т. д.") The Art Triomphant. Intolerance, London, (1946). Есть ли необходимость подчеркивать чисто произвольный характер этих разглагольствований?

8 Выше мы говорили, ссылаясь на слова Пудовкина, что фильм „Рождение нации" был в России неизвестен.

8 См. гл. V.

207

Назад Страница 0225 Вперед