И вот я стараюсь создавать комические фильмы, которые могли бы дойти до самых различных людей, включая и детей, ибо дети любят смешное в чисто вещественных проявлениях.
Кинодрама может основываться, если она одночастная, на одной-единственной ситуации. Комический фильм может понравиться, если в нем будет дюжина находок, тщательно подобранных и вставленных „гэгов".
В „чисто вещественном проявлении" этих находок Фатти и его помощники доходили до предела возможного. Если вода брызнула в лицо водопроводчику, то это всего лишь скромное вступление: вода течет, разливается, перед вами поток, наводнение, океан. Крещендо в творчестве Фатти — правило.
Роско Арбэкл неразборчив в выборе средств. Он, конечно, вульгарен и вызывает явное отвращение. Только цензура пуританской цивилизованной страны мешала ему прибегать к традиционным непристойным шуткам commedia dell'arte ... Даже самые неразборчивые люди задыхались бы в атмосфере его фильмов, если бы Пи крат и Малек не вносили в них свою воздушную грацию, контрастировавшую с грузным и неуклюжим образом Фатти. Потасовки, швыряние тортами с кремом стали благодаря им акробатическими танцами, балетом-бурлеском. Вскоре Элу Ст. Джону, более опытному актеру, Шенк стал поручать крупные роли (фильм „Любовь" и т. д.). В конце концов соперничество между актерами привело к тому, что „трио" распалось.
После двух лет совместной работы, в 1919 году, Фатти один подписал новый контракт на три года с „Пара-маунтом"1, который гарантировал ему миллион долларов в год. Это было больше, чем когда-либо предлагалось Чаплину, Пикфорд или Фербенксу. Джозеф Шенк предложил ему сниматься в полнометражных пятичастных фильмах, которые были или беспорядочным нагромождением различных скетчей, или экранизациями известных американских водевилей, таких, например, как „Миллионы Брюстера". На клоуна работали теперь режис-
1 В „Парамаунте" в 1920—1921 гг. выпущены полнометражные фильмы „Неустрашимый шериф", „Жизнь партии", „Путешествующий моряк", „Миллионы Брюстера", „Фатти хочет жениться", „Фатти занимается автомобилизмом", „Фатти — сыщик-любитель",
292