„Лучше всего меня поняли во Франции"1, — заявил позднее Чаплин . Ни в какой другой стране, не считая Советской России2, ему в такой полной мере не воздавали должное. Характерно, что и в 1950 году две лучшие книги, посвященные Чаплину, изданы во Франции. Деллюк в 1921 году и Лепроон в 1935 и 1946 годах отстаивали тезис о гениальности Чаплина и анализировали его творчество с таким благоговением, словно изучали творчество Мольера.
В противоположность им, почти все американские работы — биографические книжки, подобные тем, какие посвящаются любому модному актеру, — это сплетни лакеев, которым отказали от места, или случайной знакомой3. Показательно также, что в замечательной истории кино, написанной с таким умом и знанием Льюисом Джекобсом, посвящается три больших главы, 60 страниц, Гриффиту, и неохотно, скороговоркой излагается на 12 страницах жизненный путь Чарли. А ведь чаплиновское творчество начиная с 1916 года воплощается в серию классических шедевров, выдержавших испытание временем. Зато мы далеко не уверены, останется ли потомству что-нибудь кроме трех фильмов от громадного, но полного мусора творческого наследства какого-нибудь Гриффита4. Итак, уже в 1917 году Чаплин — избранник простых людей и философов — достиг вершины славы. Его контракт в „Мьючуэле" истек. По мнению м-ра Ремси, контракт, подписанный с Фрейлером, был весьма выгодным делом:
„Двенадцать комедий из серии „Лоун стар", включая гонорар Чаплина, обходились в 100 тыс. долл. золотом.
*Луи Деллюк, Чарли Чаплин; Пьер Лепроон, Чарли, или Рождение мифа. Пересмотренное и исправленное издание 1946 года под заглавием „Чарли Чаплин". Мы отсылаем наших читателей к этим двум монументальным трудам.
2 См., в частности, „Материалы по истории мирового кино", под редакцией С. М. Эйзенштейна и С. И.Юткевича — ,,Чарлз Спенсер Чаплин", М., 1945, при участии П. Аташевой, А. Хушкова, Блей-мана и Козинцева. В итальянском переводе: „La figura d'arte di Charlie Chaplin", Турин, 1949.
8 Например, книжоика Карлил Робинзон „Правда о Чарли Чаплине".
4 „Я думаю, что он и не знает творчества Чарли Чаплина", — пишет мисс Айрис Бэрри в предисловии к „Развитию американского кино". Но она англичанка, а Льюис Джекобе, быть может, выражает мнение, которое в ходу среди американской интеллигенции.