Некоторые приемы, взятые у театральных авангардистов, вызвали сенсацию, такие, например, как бесконечная лестница, которая заимствована у театров, но тем не"менее стала провозвестницей знаменитой лестницы на экране — в „Усталой смерти" Фрица Ланга. Непрерывные искания Турнера в области стилизации, искусственность явились предтечей немецкого экспрессионизма; и то и другое опиралось на искания наиболее передовых театральных деятелей.
С другой стороны, для Турнера характерно употребление в высшей степени изысканной фотографии с использованием контрастов, теней, полутонов для создания „атмосферы". В „Бедной богатой девочке'*, — писал в те годы один американский критик, — настоящей „звездой" фильма была кинокамера, а не Мэри Пикфорд". При экранизации мелодрамы „Спортивная жизнь'* (1918), взятой из репертуара лондонского театра „Друри Лэйн**, Морис Турнер сумел использовать приемы съемки, неизвестные до него в Америке; критик Джулиан Джонсон написал хвалебную статью о „той несравненной виртуозности, с какой показан глубокий мрак ночи, а настоящий лондонский туман при этом усиливал драматическое напряжение".
Спустя год Д.-У. Гриффит начал работать над своим известным фильмом „Сломанные побеги"1, декорации которого, изображающие ночной Лондон в тумане, прославились. До той поры для „Нетерпимости", „Рождения нации" и „Сердец мира" были характерны главным образом чистота снимков, совершенство фотографического стиля. Но не способствовал ли Морис Турнер своими исканиями и необычайно утонченной передачей атмосферы, освещения тому, что Гриффит вступил на новый путь?
Турнер был в долгу перед Гриффитом. Тема фильма „Женщины"2, который он поставил в 1919 году,— женское непостоянство; кинорассказ захватывает несколько веков, и приемы в фильме бесспорно напоминают приемы „Нетерпимости**. Во время съемки „Женщин" утонул оператор Джон Уэнден Бруд. С этим верным и ценным сотрудником
1 В СССР — „Сломанная лилия". — Прим, ред. 8 В СССР — „Щадите женщину". — Прим. ред.
391