Назад

Страница 0430

Вперед

Глава XXXIII

ДЕБЮТЫ ГАНСА И ДЕЛЛЮКА (ФРАНЦИЯ, 1915—1919)

29 марта 1911 года Ричотто Канудо, итальянский журналист, поселившийся в Париже1, показал в „Ecole des Hautes etudes'* кинокартину „Божественная комедия" режиссера Джузеппе де Лигуоро; стихи Данте читали Ромюаль Жубе из театра „Одеон" и Мария Марселли из театра „Водевиль". Во время сеанса выступил Канудо, назвав кино „шестым искусством". Эту формулу услышал и повторил один из его молодых друзей, Абель Ганс, который спустя год опубликовал в „Сине-журнале" манифест отвечающий на вопрос: „Что такое кинематография?"

„Кинематограф — это, как говорит мой друг Канудо, шестое искусство, которое делает еще только свои первые неуверенные шаги.

Сейчас шестое искусство, так же как французская трагедия во времена Арди ждала своего Корне ля, ждет классика, который положил бы в его основу твердые законы.

Шестое искусство — это искусство, показывающее, как трепещут крылья Самофракийской победы, как из зарослей кустарника, пригрезившегося Гужону, выходит Диана-охотница.

Шестое искусство позволяет нам в несколько минут увидеть прошлое, все великие исторические катастрофы, и непосредственно извлечь из них объективный урок.

Шестое искусство — такое искусство, которое в один и тот же миг вызывает слезы на глазах араба и эскимоса и в один и тот же час научит их отваге и доброте.

Шестое искусство, наконец, — такое искусство, которое лучше театра и книги распространит убеждения того гени-

1 Родился 2 января 1879 г. в Джойя дель Колле, близ Бари (Италия), умер в 1923 г. в Париже.

398

Назад Страница 0430 Вперед