режиссеры А. Волков и Я. Протазанов1, художник-декоратор А. Лошаков, операторы М. Торпоков3 и Ф. Бур-гасов, главный постановщик князь Святополк-Мирский8, наконец, Наталия Кованько, Николай Римский и я... В последние дни, проведенные в Ялте, мы узнали, что такое настоящий голод. Ничего нельзя было достать... Наше бегство из Крыма было чревато множеством перипетий ... Нам пришлось спрятать свои деньги в каблуки башмаков. Мы боялись, что нас узнают, арестуют, обыщут, посадят в тюрьму. Но каким-то чудом нам удалось предприятие, казалось, обреченное на провал.
Мы высадились в Константинополе, где немедленно взялись за очередной фильм „Волнующее приключение'*, я играл в нем очень драматическую роль ... Но мы не могли засиживаться... в городе, в котором не было ни одной пригодной для работы кинематографической студии ... Было решено закончить „Волнующее приключение" в Париже. И вот снова пароход, море, свобода, солнце и, наконец, Марсель — Франция. Мы сняли несколько сцен в этом большом порту до того, как приехали в Париж. И, наконец, мы расположились в маленькой студии в Монтрей-сюр-Буа. Так было основано общество „Ермольев—Франция".
Отъезд компании Ермольева был не таким романтическим, как его опи сывает Мозжухин. Ее багаж не ограничивался золотом, спрятанным в каблуки, и родной землей, которую эмигранты уносили на своих подошвах. Компания сумела увезти из Ялты десяток фильмов, в том числе „Отец Сергий", шедший впоследствии во Франции, и полнометражный фильм, поставленный при участии контрреволюционной организации Красного Креста для пропаганды в белогвардейских частях, — „Жизнь — родине, честь — никому". Последний не демонстрировался во Франции, так как вызвал бурные протесты зрителей, однако он сохранился в довольно посредственном контратипе во Французской синематеке.
Этот фильм, постановщика которого нам не удалось выяснить, снимался на открытом воздухе и в декорациях
1 Я. Протазанов вскоре вернулся на Родину, где успешно ра-бота л до самой смерти, последовавшей в 1946 г. — Прим. ред.
2 По-видимому, не Торпоков, а Рудаков. — Прим. ред.
3 Святополк-Мирский не был режиссером. — Прим, ред.
438