Назад

Страница 0547

Вперед

киноискусством, подружился с Мюзидорой, написал для журнала „Меркюр де Франс" манифест „Гермеси Безмолвие**, опубликованный Луи Деллюком в журнале „Фильм**. Его мысли, выраженные метафорически, говорили о пылкой вере в будущее „пятого искусства** — этот порядковый номер в те дни присвоил киноискусству критик из газеты „Тан" Эмиль Вийермоз.

Для Л'Эрбье, ученика Оскара Уайлда, всякое искусство — ложь. Приводя слова своего учителя, он писал:

„Искусство, по сути дела, — форма преувеличения, приподнятости, возвышенная игра, в которой „ложь, то есть выражение искусственной красоты, есть цель, хотя это лишь подразумевается'*; следовательно, „искусство умирает, как только перестает быть одним лишь вымыслом".

Этому Гермесу, которому „цепи, спадающие с уст, служат лишь для того, чтобы обвить своих прозелитов золотыми узами", поэт противопоставляет „пятое искусство" — новое воплощение Протея. По его мнению, сущность киноискусства — всегда говорить правду, „ибо разве не бросается всем в глаза, что кинематография — искусство реальности — преследует совсем иную цель, стремясь, насколько возможно, точно, правдиво, без всяких отклонений и стилизаций и всеми присущими ему точными средствами показать правду?

... И в противовес Гермесу, который мечтает дать человечеству бальзам благотворной лжи, перед вашим взором возникает „Молчание", а в нем с кинематографической точностью заключена иная ложь... Новая ложь? Чистая правда.

... Мы ускоряем ее расцвет... и вот отвергнутое высшее искусство слова и мужественный дух отвлеченного мышления станут постепенно исключительным достоянием все более и более ограниченного избранного круга ... Точно так же, когда стало расцветать искусство фотографии, живопись ловко укрылась в субъективизме и абстракции.

... Итак, слава киноискусству — всемирному языку масс. Поможем этой молодой силе раздвинуть границы

к молодому автору, эстетические принципы которого резко противостояли его принципам. Об этой постановке, организованной группой „Искусство и Действие" — душой ее была г-жа Лара, — см. книгу Жана Катлеиа ,,Марсель Л'Эрбье", стр. 34—36.

'491

Назад Страница 0547 Вперед