ее владений до пределов всей планеты, и пусть ее победа докажет, что этот мир не мертв.
Пусть Гермес преклонит колени перед безмолвным Протеем'*.
Если отважиться убрать все эти „герметические" заслоны, можно увидеть, что текст дышит благородной искренностью. Исходя из мыслей Уитмена, Л'Эрбье считает киноискусство по своей сущности народным и созданным для народных масс. Он хочет, чтобы искусство, которое, по его мнению, исчерпало себя, было разрушено новой формой изобразительных средств, объединяющей людей „за всеми границами "и созданной для демократического общества. Здесь находишь влияние благородных идей, возвысивших Л'Эрбье в начале войны. Но поняли ли массы, которым он мечтал служить, его изощренную речь, необыкновенные обороты его фраз и мыслей, расцвеченных мифологическими и философскими ссылками?
Марсель Л'Эрбье дебютировал в кино как сценарист, написав сценарий фильма „Поток'*.
„Что такое киноискусство, я понял в дни войны, работая в Кинематографической службе армии, — заявил он в 1923 году Андре Лангу. — Там я почувствовал цену правде — правде падающего дерева, рассеивающегося дыма, пылающей деревни, взрыва.
Это и навело меня на мысль о первом моем фильме — главным действующим лицом стал поток, Я хотел в первую очередь выразить волшебную силу потока и показать, как все, мимо чего он пробегает, дрожит, соприкасаясь с ним. Вещь это самая простая — игра теней и планов. В фильме всего один человек — второстепенная роль; ее охотно согласился взять Синьоре.
Когда фильм вышел, я увидел на экране великого Синьоре на первом плане, а мой поток стал маленьким ручейком... Вот это, вероятно, и определило мое решение — бороться, самому воплощать свой замысел .. .*'х
Меркантон и Эрвиль приняли сценарий Л'Эрбье и поставили по нему в 1917 году фильм с участием Луизы Лагранж, Анри Русселя, Синьоре и новичка Жана Кат-
1 Исследование, опубликованное в „Revue hebdomadaire" и перепечатанное в „Deplacements et villegtatures Htteraires".
492