ОТ РЕДАКЦИИ
Книга известного французского историка кино ком-муниста Жоржа Садуля (1904—1967), перевод которой мы предлагаем вниманию читателей, представляет собой четвертый том его «Всеобщей истории кино». Первые тома этого основополагающего труда мировой кинематографической историографии уже выпускались издательством «Искусство»: в 1958 году вышел 1-й том — «Изобретение кино. 1832—1897», «Пионеры кино (от Мельеса до Пате). 1897—1909»; 2-й том — «Кино становится искусством. 1909—1914»; в 1961 году вышел 3-й том — «Кино становится искусством. 1914—1920»; в 1963 году вышел 6-й том — «Кино в период войны. 1939—1945».
Книга, лежащая сейчас перед читателем,— посмертное издание собранных и наработанных Садулем материалов, предпринятое спустя восемь лет после смерти историка и отредактированное известным французским киноведом Бернаром Эйзеншицем. Перевод ее на русский язык — это попытка хотя бы частично заполнить пробел, вызванный особенностями работы автора над историей *.
Настоящая публикация преследует несколько целей. Во-первых, компенсировать недостаточную разработанность в отечественном киноведении периода 20-х годов в мировом кино, чрезвычайно важного в историческом плане, ибо именно в эти годы кинематограф окончательно утверждается как искусство. Здесь точка зрения одного из крупнейших зарубежных историков кино должна вызвать немалый интерес. Во-вторых, дать читателю возможность почувствовать атмосферу времени, духовный климат 20-х годов, в котором и развивалось искусство кино разных стран, ибо слишком часто история кино
* См. об этом в первом томе труда Ж- Садуля (с. 9, предисловие С. Юткевича) и в шестом томе (с. 5, предисловие автора).